Текст статьи 56.4. Земельного кодекса РФ

Комментарии к статье 56.4. Земельного кодекса РФ

Комментируемая статья является новеллой законодательства и предусматривает возможность инициирования процедуры изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд заинтересованными организациями. Появление такой нормы обусловлено тем, что в ряде случаев изъятие земельных участков осуществляется в пользу частной организации, действующей в публичном интересе (например, для строительства газопровода, объектов электро-, водо- или теплоснабжения).

В данном случае, несмотря на то что деятельность по жизнеобеспечению осуществляется лицом частного права и приносит ему коммерческую выгоду, она при этом прямо направлена на достижение целей общего блага, что оправдывает соответствующее вторжение в частную собственность <1>.

--------------------------------

<1> См.: Поветкина Е.Л. Изъятие имущества для публичных нужд: цивилистические устои и современные тенденции // СПС «КонсультантПлюс».


Вместе с тем право обращаться с ходатайством об изъятии земельного участка не может принадлежать любой организации, учитывая исключительный характер института изъятия, ограничение прав собственников земельных участков и иных объектов недвижимости при их изъятии, возникновения у таких организаций права собственности на изъятый земельный участок.

С учетом вышеизложенного законодатель установил критерии организаций, которые вправе обратиться с ходатайством об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд.

Во-первых, с ходатайством вправе обратиться организация, являющаяся субъектом естественных монополий, в случае изъятия земельных участков для размещения объектов федерального значения или объектов регионального значения, указанных в ст. 49 ЗК РФ и обеспечивающих деятельность этих субъектов. Кроме того, размещение таких объектов должно быть предусмотрено утвержденными документами территориального планирования Российской Федерации, субъекта Российской Федерации и документации по планировке территории (п. 1 ст. 56.3 ЗК РФ).

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 17 августа 1995 г. N 147-ФЗ «О естественных монополиях» субъект естественной монополии — хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии. Пунктом 1 ст. 4 указанного Федерального закона определены сферы деятельности субъектов естественных монополий:

— транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам;

— транспортировка газа по трубопроводам;

— железнодорожные перевозки;

— услуги в транспортных терминалах, портах и аэропортах;

— услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи;

— услуги по передаче электрической энергии;

— услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике;

— услуги по передаче тепловой энергии;

— услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей;

— захоронение радиоактивных отходов;

— водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры;

— ледокольная проводка судов, ледовая лоцманская проводка судов в акватории Северного морского пути.

Во-вторых, с ходатайством об изъятии земельного участка может обратиться организация, которая в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации либо заключенными с органами государственной власти или органами местного самоуправления договорами или соглашениями уполномочена на осуществление деятельности, для обеспечения которой осуществляется изъятие земельного участка, либо имеющая разрешение (лицензию) осуществлять такую деятельность.

В качестве примера таких организаций можно указать Государственную компанию «Российские автомобильные дороги» (Федеральный закон от 17 июля 2009 г. N 145-ФЗ «О Государственной компании „Российские автомобильные дороги“ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (СЗ РФ. 2009. N 29. Ст. 3582)).

Подпункт 3 п. 1 комментируемой статьи представляется частным случаем подп. 2 этого же пункта, поскольку права и обязанности пользователя недр возникают с даты государственной регистрации лицензии на пользование участком недр, при предоставлении права пользования участком недр на условиях соглашения о разделе продукции — с даты вступления такого соглашения в силу (ст. 9 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 «О недрах»).

Перечень организаций, имеющих право на обращение с ходатайствами об изъятии земельных участков для федеральных нужд, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2015 г. N 442 (СЗ РФ. 2015. N 19. Ст. 2841). Следует отметить, что указанный перечень не содержит наименования конкретных организаций, а фактически воспроизводит положения подп. 1 — 3 п. 1 комментируемой статьи, конкретизируя объекты федерального значения, которые обеспечивают деятельность организаций или деятельность по строительству и реконструкции которых уполномочена осуществлять организация и для размещения которых требуется изъятие земельных участков.

С 1 января 2017 г. также вводится право на обращение с ходатайством об изъятии земельного участка для муниципальных нужд организаций, с которыми заключены договоры о комплексном развитии территории по инициативе органа местного самоуправления по результатам аукциона на право заключения данных договоров. Такое нововведение связано с дополнением ГрК РФ новым институтом редевелопмента — комплексным развитием территорий. Содержание и порядок заключения договора о комплексном развитии территории урегулирован ст. 46.10 ГрК РФ (в ред. от 3 июля 2016 г. N 373-ФЗ) (подробнее см. комментарий к ст. 56.12 ЗК РФ).

Пункт 3 комментируемой статьи определяет случаи, когда с ходатайством об изъятии земельного участка для государственных нужд вправе обратиться орган государственной власти, государственное унитарное предприятие, государственное учреждение.

Комментируемой статьей регулируются вопросы содержания, подачи ходатайства об изъятии.

Из п. 6 комментируемой статьи следует, что ходатайство может быть подано в том числе в отношении земельного участка или участков, которые подлежит образовать. В этом случае при отсутствии утвержденного проекта межевания территории к данному ходатайству прилагается схема расположения земельного участка, если иное не предусмотрено ст. 11.3 настоящего Кодекса. Так, не может разрабатываться схема в случае образования земельного участка для размещения линейного объекта федерального, регионального или местного значения. В данном случае образование земельного участка возможно исключительно в соответствии с проектом межевания территории.

Требования к форме и содержанию ходатайства об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, состав прилагаемых к нему документов, а также порядок и способы подачи ходатайства об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд и прилагаемых к нему документов в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет и требования к их формату утверждены Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 23 апреля 2015 г. N 250 (Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 22.07.2015).

Пункты 9 и 10 комментируемой статьи определяют действия уполномоченных на принятие решений об изъятии земельных участков органов при поступлении ходатайства об изъятии. При этом можно выделить два этапа рассмотрения такого ходатайства. Первый — в течение 5 рабочих дней со дня его поступления ходатайство должно быть рассмотрено с позиции соблюдения всех формальностей — подано в надлежащий орган, организация имеет право подавать ходатайство, представлены все необходимые документы. Второй этап — ходатайство рассматривается содержательно с точки зрения соблюдения всех условий, наличия оснований изъятия. При этом в случае если в результате рассмотрения не выявлены основания для принятия решения об отказе в удовлетворении ходатайства, то уполномоченный орган не принимает какие-либо решения, а сразу переходит к процедуре выявления правообладателей земельных участков и иных объектов недвижимости, подлежащих изъятию, путем направления запроса в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

В отношении решения об отказе в удовлетворении ходатайства целесообразно отметить, что п. 11 комментируемой статьи устанавливает исчерпывающий перечень оснований для принятия такого решения в случае, если ходатайство подано об изъятии земельного участка для федеральных нужд. В случае если ходатайство подано об изъятии земельного участка для нужд субъектов Российской Федерации или муниципальных нужд, дополнительные основания принятия такого решения могут быть установлены законами субъектов Российской Федерации.

Текст статьи 56.4. Земельного кодекса РФ