Комментарии к статье 56.4. земельного кодекса РФ
Комментируемая статья является новеллой законодательства и предусматривает возможность инициирования процедуры изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд заинтересованными организациями. Появление такой нормы обусловлено тем, что в ряде случаев изъятие земельных участков осуществляется в пользу частной организации, действующей в публичном интересе (например, для строительства газопровода, объектов электро-, водо- или теплоснабжения).
В данном случае, несмотря на то что деятельность по жизнеобеспечению осуществляется лицом частного права и приносит ему коммерческую выгоду, она при этом прямо направлена на достижение целей общего блага, что оправдывает соответствующее вторжение в частную собственность <1>.
--------------------------------
<1> См.: Поветкина Е.Л. Изъятие имущества для публичных нужд: цивилистические устои и современные тенденции // СПС «КонсультантПлюс».
Вместе с тем право обращаться с ходатайством об изъятии земельного участка не может принадлежать любой организации, учитывая исключительный характер института изъятия, ограничение прав собственников земельных участков и иных объектов недвижимости при их изъятии, возникновения у таких организаций права собственности на изъятый земельный участок.
С учетом вышеизложенного законодатель установил критерии организаций, которые вправе обратиться с ходатайством об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд.
Во-первых, с ходатайством вправе обратиться организация, являющаяся субъектом естественных монополий, в случае изъятия земельных участков для размещения объектов федерального значения или объектов регионального значения, указанных в ст. 49 ЗК РФ и обеспечивающих деятельность этих субъектов. Кроме того, размещение таких объектов должно быть предусмотрено утвержденными документами территориального планирования Российской Федерации, субъекта Российской Федерации и документации по планировке территории (п. 1 ст. 56.3 ЗК РФ).
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 17 августа 1995 г. N
— транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам;
— транспортировка газа по трубопроводам;
— железнодорожные перевозки;
— услуги в транспортных терминалах, портах и аэропортах;
— услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи;
— услуги по передаче электрической энергии;
— услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике;
— услуги по передаче тепловой энергии;
— услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей;
— захоронение радиоактивных отходов;
— водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры;
— ледокольная проводка судов, ледовая лоцманская проводка судов в акватории Северного морского пути.
Во-вторых, с ходатайством об изъятии земельного участка может обратиться организация, которая в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации либо заключенными с органами государственной власти или органами местного самоуправления договорами или соглашениями уполномочена на осуществление деятельности, для обеспечения которой осуществляется изъятие земельного участка, либо имеющая разрешение (лицензию) осуществлять такую деятельность.
В качестве примера таких организаций можно указать Государственную компанию «Российские автомобильные дороги» (Федеральный закон от 17 июля 2009 г. N
Подпункт 3 п. 1 комментируемой статьи представляется частным случаем подп. 2 этого же пункта, поскольку права и обязанности пользователя недр возникают с даты государственной регистрации лицензии на пользование участком недр, при предоставлении права пользования участком недр на условиях соглашения о разделе продукции — с даты вступления такого соглашения в силу (ст. 9 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. N
Перечень организаций, имеющих право на обращение с ходатайствами об изъятии земельных участков для федеральных нужд, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2015 г. N 442 (СЗ РФ. 2015. N 19. Ст. 2841). Следует отметить, что указанный перечень не содержит наименования конкретных организаций, а фактически воспроизводит положения подп. 1 — 3 п. 1 комментируемой статьи, конкретизируя объекты федерального значения, которые обеспечивают деятельность организаций или деятельность по строительству и реконструкции которых уполномочена осуществлять организация и для размещения которых требуется изъятие земельных участков.
С 1 января 2017 г. также вводится право на обращение с ходатайством об изъятии земельного участка для муниципальных нужд организаций, с которыми заключены договоры о комплексном развитии территории по инициативе органа местного самоуправления по результатам аукциона на право заключения данных договоров. Такое нововведение связано с дополнением ГрК РФ новым институтом редевелопмента — комплексным развитием территорий. Содержание и порядок заключения договора о комплексном развитии территории урегулирован ст. 46.10 ГрК РФ (в ред. от 3 июля 2016 г. N
Пункт 3 комментируемой статьи определяет случаи, когда с ходатайством об изъятии земельного участка для государственных нужд вправе обратиться орган государственной власти, государственное унитарное предприятие, государственное учреждение.
Комментируемой статьей регулируются вопросы содержания, подачи ходатайства об изъятии.
Из п. 6 комментируемой статьи следует, что ходатайство может быть подано в том числе в отношении земельного участка или участков, которые подлежит образовать. В этом случае при отсутствии утвержденного проекта межевания территории к данному ходатайству прилагается схема расположения земельного участка, если иное не предусмотрено ст. 11.3 настоящего Кодекса. Так, не может разрабатываться схема в случае образования земельного участка для размещения линейного объекта федерального, регионального или местного значения. В данном случае образование земельного участка возможно исключительно в соответствии с проектом межевания территории.
Требования к форме и содержанию ходатайства об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, состав прилагаемых к нему документов, а также порядок и способы подачи ходатайства об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд и прилагаемых к нему документов в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет и требования к их формату утверждены Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 23 апреля 2015 г. N 250 (Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 22.07.2015).
Пункты 9 и 10 комментируемой статьи определяют действия уполномоченных на принятие решений об изъятии земельных участков органов при поступлении ходатайства об изъятии. При этом можно выделить два этапа рассмотрения такого ходатайства. Первый — в течение 5 рабочих дней со дня его поступления ходатайство должно быть рассмотрено с позиции соблюдения всех формальностей — подано в надлежащий орган, организация имеет право подавать ходатайство, представлены все необходимые документы. Второй этап — ходатайство рассматривается содержательно с точки зрения соблюдения всех условий, наличия оснований изъятия. При этом в случае если в результате рассмотрения не выявлены основания для принятия решения об отказе в удовлетворении ходатайства, то уполномоченный орган не принимает какие-либо решения, а сразу переходит к процедуре выявления правообладателей земельных участков и иных объектов недвижимости, подлежащих изъятию, путем направления запроса в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В отношении решения об отказе в удовлетворении ходатайства целесообразно отметить, что п. 11 комментируемой статьи устанавливает исчерпывающий перечень оснований для принятия такого решения в случае, если ходатайство подано об изъятии земельного участка для федеральных нужд. В случае если ходатайство подано об изъятии земельного участка для нужд субъектов Российской Федерации или муниципальных нужд, дополнительные основания принятия такого решения могут быть установлены законами субъектов Российской Федерации.