Текст статьи 39.16. Земельного кодекса РФ

Комментарии к статье 39.16. Земельного кодекса РФ

Указанные основания имеют объективный характер и связаны, как правило, с существующим запретом на предоставление земельного участка, например в связи с его ограниченностью в обороте, с наличием исключительных прав иных лиц на приобретение таких земельных участков или с намерением использовать земельный участок для государственных или муниципальных нужд, что должно подтверждаться документами территориального планирования, документацией по планировке территории, инвестиционными программами и т.д. <1>.

--------------------------------

<1> Дополнительное основание для отказа в предоставлении земельного участка предусмотрено ч. 1 ст. 34 Закона N 171-ФЗ, согласно которой земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности и в отношении которого до 1 марта 2015 г. принято решение о предварительном согласовании места размещения объекта, в течение 3 лет со дня принятия этого решения не может быть предоставлен без проведения торгов лицу, если оно не указано в этом решении.


Субъекты РФ до 1 января 2020 г. наделяются правом принимать решения об отказе в предоставлении земельных участков без проведения торгов по иным основаниям, предусмотренным законами данных субъектов РФ, которые должны быть приняты не позднее 1 января 2016 г. (п. п. 31, 32 ст. 34 Закона N 171-ФЗ) <1>.

--------------------------------

<1> Об указанных законах субъектов Российской Федерации см. комментарий к ст. 39.11 ЗК РФ.


Основания, предусмотренные подп. 8 — 10, связаны с условиями договора о развитии застроенной территории и о комплексном освоении территории. Так, согласно указанным договорам земельные участки, образованные из исходного, могут использоваться по-разному:

1) для размещения объектов, в том числе объектов инфраструктуры, строительство которых является обязательством лица, с которым заключен договор, — земельные участки, предназначенные для размещения таких объектов, должны предоставляться указанному лицу;

2) для размещения объектов инфраструктуры, обеспечение строительства которых является обязательством органа государственной власти или органа местного самоуправления, заключившего договор. Земельные участки, предназначенные для размещения таких объектов, должны предоставляться лицу, уполномоченному на их строительство (например, на основании государственного или муниципального контракта).

Кроме того, на застроенной территории, подлежащей развитию, могут находиться здания, сооружения, принадлежащие на праве собственности иным лицам, а также земельные участки, ранее предоставленные иным лицам. В этом случае собственники зданий, сооружений имеют исключительное право на приобретение земельных участков под соответствующими объектами недвижимости, правообладатели земельных участков — при наличии оснований, предусмотренных комментируемой главой.

При рассмотрении заявления о предоставлении земельного участка по основанию, предусмотренному подп. 14 комментируемой статьи, необходимо исходить из того, что при оценке соответствия заявленным целям видов разрешенного использования земельного участка учитываются виды разрешенного использования земельного участка, которые определены для данной территориальной зоны градостроительным регламентом.

Характеризуя основание, предусмотренное подпунктом 15 комментируемой статьи, следует иметь в виду, что Правила утверждения перечня земельных участков, предоставленных для нужд обороны и безопасности и временно не используемых для указанных нужд, в целях предоставления таких земельных участков гражданам и юридическим лицам для сельскохозяйственного, охотхозяйственного, лесохозяйственного и иного использования, не предусматривающего строительства зданий и сооружений, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2015 г. N 1369 (СЗ РФ. 2015. N 51 (ч. III). Ст. 7351).

Предельный размер площади испрашиваемого земельного участка установлен в ст. 14 Федерального закона от 15 апреля 1998 г. N 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» (СЗ РФ 1998. N 16. Ст. 1801; 2000. N 48. Ст. 4632; 2002. N 12. Ст. 1093; 2003. N 50. Ст. 4855; 2004. N 35. Ст. 3607; N 45. Ст. 4377; 2006. N 27. Ст. 2881; 2007. N 27. Ст. 3213; N 48. Ст. 5812; 2008. N 20. Ст. 2251; 2009. N 1. Ст. 17; 2011. N 27. Ст. 3880; N 50. Ст. 7359; 2013. N 19. Ст. 2317).

Согласно п. 2 указанной статьи предельный размер земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и может быть предоставлен в безвозмездное пользование садоводческому или огородническому некоммерческому объединению, не может превышать площадь, рассчитанную как сумма площади садовых или огородных земельных участков и площади земельных участков, подлежащих отнесению к имуществу общего пользования.

В целях определения предельного размера земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и может быть предоставлен в безвозмездное пользование садоводческому или огородническому некоммерческому объединению, площадь садовых или огородных земельных участков, которые будут образованы для предоставления членам садоводческого или огороднического некоммерческого объединения, определяется как произведение количества членов указанного объединения и установленного предельного максимального размера таких земельных участков. Площадь земельных участков, подлежащих отнесению к имуществу общего пользования, определяется в размере 25% площади садовых или огородных земельных участков, определенной по правилам, предусмотренным настоящим пунктом.

Понятия «объекты федерального, регионального, местного значения» раскрываются в п. п. 18 — 20 ст. 1 ГрК РФ (подробнее см. комментарий к ст. 39.6 ЗК РФ).

Основание, предусмотренное подп. 23 комментируемой статьи, фактически означает запрет на предоставление земельного участка, изъятого для государственных или муниципальных нужд, кроме как для целей, для которых осуществлялось такое изъятие. Из этого правила есть одно исключение — в случае изъятия земельных участков в связи с признанием многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

В данном случае дальнейшее предоставление не увязано с целями изъятия земельного участка, поскольку изъятие осуществляется не для выполнения международных обязательств или размещения объектов, а для обеспечения безопасности жителей такого дома, состояние которого в силу изношенности конструкций и т.п. представляет угрозу жизни, здоровью граждан.

При рассмотрении основания, предусмотренного подп. 24 комментируемой статьи, необходимо иметь в виду, что случаи, когда границы земельного участка подлежат уточнению, предусмотрены ч. 1 ст. 43 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (подробнее см. комментарий к ст. 39.15 ЗК РФ).

В завершение хотелось бы обратить внимание, что в предусмотренном комментируемой статьей перечне основания для отказа в предоставлении земельного участка без проведения торгов отсутствует следующее основание — земельный участок подлежит образованию.

Это связано с тем, что если земельный участок еще подлежит образованию, то в соответствии с пониманием земельного участка как объекта права (п. 3 ст. 6 ЗК РФ) он не существует и, следовательно, его предоставление может осуществляться только после того, как земельный участок будет иметь характеристики, позволяющие определить его в качестве индивидуально-определенной вещи.

Текст статьи 39.16. Земельного кодекса РФ