Текст статьи 2. жилищного кодекса РФ

Комментарии к статье 2. жилищного кодекса РФ

1) Развитие рынка недвижимости в жилищной сфере предполагает обеспечение социальных гарантий, осуществление строительства и реконструкции государственного, муниципального и частного жилищных фондов, создание условий для привлечения внебюджетных источников финансирования (средств населения, предприятий, учреждений, организаций, общественных объединений, отечественных и иностранных предпринимателей, кредитов банков и других источников), развитие частной собственности, обеспечение защиты прав предпринимателей и собственников в жилищной сфере, развитие конкуренции в строительстве, обслуживании и ремонте жилищного фонда, производство строительных материалов, оборудования и изделий.

Все эти меры, перечисленные в статье 2 ЖК РФ, должны обеспечить формирование не просто рынка, а рынка доступного жилья, дающего возможность приобретения и строительства жилых помещений широким слоям населения через систему организационно-финансовой поддержки и льгот (предоставление субсидий, кредитование и др.).

2) а) Федеральный закон 'О федеральном бюджете на 2006 год', принятый Государственной Думой 7 декабря 2005 г. и одобренный Советом Федерации 14 декабря 2005 г. <,*>,, предусматривает направление средств на жилищное строительство, увеличение выпуска строительных материалов, оборудования и изделий, финансирование социальных расходов через ведомственную, функциональную и экономическую структуры расходов.
--------------------------------
<,*>, Российская газета. 2005. 29 декабря.

Федеральному агентству по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству (Министерства регионального развития Российской Федерации) направляется 501723071 тыс. руб., из них на строительство объектов общегражданского назначения - 20451000,0 тыс. руб.

Значительные средства запланированы на реализацию Федеральной целевой программы 'Жилище' на 2002 - 2010 гг. (2532500,8 тыс. руб.), в том числе на подпрограммы:

- переселения граждан Российской Федерации из ветхого и аварийного жилищного фонда,

- обеспечения жильем беженцев и вынужденных переселенцев,

- обеспечения жильем молодых семей,

- реализации государственных жилищных сертификатов.

Распределение расходов на систему жилищно-коммунального хозяйства планируется в объеме 8636187,1 тыс. руб., а расходы на социальную политику в целом - 167360932,9 тыс. руб.

Средства Федерального фонда софинансирования в объеме 6300000 тыс. руб. направляются в виде субсидий гражданам на оплату жилья и коммунальных услуг, в том числе гражданам, работающим и проживающим в сельской местности, в соответствии с решением законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Установлены субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан в сумме 26670000,0 тыс. руб. и бюджетам закрытых административно-территориальных образований на оплату услуг в сумме 472760,0 тыс. руб.,

б) Федеральный закон от 30 декабря 2004 г. N 215-ФЗ 'О жилищных накопительных кооперативах' <,*>, регламентирует:
--------------------------------
<,*>, Собрание законодательства Российской Федерации. 2005. N 1 (ч. 1). Ст. 41.

- привлечение и использование денежных средств граждан на приобретение жилых помещений,

- вложение денежных средств граждан в строительство жилых помещений (в том числе многоквартирных домов), а также участие в строительстве жилых помещений в качестве застройщиков и участников долевого строительства,

- приобретение жилых помещений,

- привлечение заемных денежных средств (через кредитные организации), размер которых не может превышать 70% размера паевого взноса члена кооператива. При этом общая величина заемных средств, привлекаемых кооперативом, не должна превышать 40% стоимости имущества кооператива,

в) военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, не имеющим жилых помещений для постоянного проживания или нуждающимся в улучшении жилищных условий, вступающим в жилищно-строительные (жилищные) кооперативы либо осуществляющим строительство или покупку индивидуальных жилых домов (квартир) в пределах социальной нормы общей площади жилого помещения, устанавливаемой субъектами Российской Федерации, с учетом дополнительной общей площади жилого помещения, предоставляемой в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, отдельным категориям военнослужащих и совместно проживающим с ними членам их семей, по месту военной службы на территории Российской Федерации предоставляются субсидии в виде безвозмездной финансовой помощи при общей продолжительности военной службы в размере:

от 10 до 25 лет - не менее 75%,

25 лет и более - 100% стоимости жилых помещений или строительства <,*>,,
--------------------------------
<,*>, Федеральный закон от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ 'О статусе военнослужащих' (с изм. и доп. на 26 апреля 2004 г. N 29-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. N 18. Ст. 1687. Федеральным законом от 23 декабря 2003 г. действие п. 7 ст. 15 этого Закона было приостановлено с 1 января по 31 декабря 2004 г. в части средств федерального бюджета.

г) жилищные субсидии предоставляются гражданам, прибывшим в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 г., имеющим общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 календарных лет, не имеющим жилья в других регионах Российской Федерации или нуждающимся в его улучшении и не получившим субсидии на эти цели. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее 10 календарных лет и состояли по месту жительства на учете как нуждающиеся в улучшении жилищных условий <,*>,,
--------------------------------
<,*>, Федеральный закон от 25 октября 2002 г. N 125-ФЗ 'О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей' // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. N 43. Ст. 4188. Положение о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2002 г. N 879 // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. N 51. Ст. 5077.

д) работникам, проработавшим на тяжелых работах и работах с опасными и (или) вредными условиями труда по добыче (переработке) угля не менее чем 5 лет, и молодым специалистам, занятым на таких работах и не имеющим жилья или нуждающимся в улучшении жилищных условий, предоставляется организацией по добыче (переработке) угля беспроцентная ссуда на срок до 15 лет для приобретения жилья <,*>,,
--------------------------------
<,*>, Федеральный закон от 20 июня 1996 г. 'О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности' // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. N 26. Ст. 3033, с изм. и доп. на 7 августа 2000 г. (Собрание законодательства Российской Федерации. 2000. N 33. Ст. 3348).

е) на основе Закона Российской Федерации от 3 сентября 1993 г. 'О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР 'О реабилитации жертв политических репрессий' <,*>, признается право реабилитированных лиц, утративших жилые помещения в связи с репрессиями, возвращаться для проживания в те местности и населенные пункты, где они проживали до применения к ним репрессий. Они имеют право на первоочередное получение жилья, а проживавшие в сельской местности - на получение беспроцентной ссуды и первоочередное обеспечение строительными материалами для строительства жилья. Эти права распространяются также на членов их семей и других родственников, проживавших совместно с репрессированными лицами до применения к ним репрессий...,
--------------------------------
<,*>, Российская газета. 1993. 15 октября.

ж) сотрудники милиции имеют право на получение беспроцентных ссуд на индивидуальное и кооперативное жилищное строительство с рассрочкой на 20 лет и погашение 50% предоставленной ссуды за счет средств соответствующих бюджетов. Органы исполнительной власти и органы местного самоуправления могут продавать на льготных условиях жилье сотрудникам милиции в собственность за 50% его стоимости.

За сотрудниками, прослужившими в милиции не менее 20 лет, после увольнения в запас или отставку сохраняется право на льготную покупку жилья <,*>,.
--------------------------------
<,*>, Закон Российской Федерации от 18 апреля 1991 г. 'О милиции' (с изм. и доп. на 23 декабря 2003 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. N 52 (ч. 1). Ст. 5038.

3) См. комментарий к ст. 49, 50, 51, 52, 57, 60, 61, 64, 77, 99, 100, 124 Кодекса.

4) См. комментарий к п. 2 ст. 2 Кодекса.

5) См. комментарий к ст. 11 Кодекса.

6) См. комментарий к ст. 4, 5, 67 Кодекса.

7) См. комментарий к подп. 'б' ст. 1 Кодекса.

Другой комментарий к Статье 2 ЖК РФ

Статья 2 ЖК РФ. Обеспечение условий для осуществления права на жилище

Комментарий к статье 2 ЖК РФ:

1. Право на жилище является конституционным правом человека и гражданина (п. 1 ст. 40 Конституции РФ) и принципом жилищного права (см. комментарий к п. 1 ст. 1 ЖК РФ).

В статье 40 Конституции РФ прямо предусмотрено, что каждый имеет право на жилище (п. 1). Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище (п. 2). Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (п. 3).

2. Понятие жилища определено ст. 673 ГК РФ как изолированное жилое помещение, пригодное для постоянного проживания (квартира, жилой дом, часть квартиры или жилого дома). Пригодность жилого помещения для проживания определяется в порядке, предусмотренном жилищным законодательством (см. коммент. к ст. ст. 15 - 16 ЖК).

3. Право на жилище, будучи конституционным правом, реализуется в определенной социально-экономической ситуации в соответствии с отражающим эту ситуацию жилищным законодательством. Современная жилищная политика государства обусловлена нынешним состоянием экономики и социально-политической обстановкой, поэтому неизбежным является переход к рыночным отношениям в жилищной сфере. Это означает, что гражданин прежде всего сам должен заботиться о создании для себя и своей семьи нормальных жилищных условий. Неизбежны ограничения в применении жилищных льгот и преимуществ, так как их предоставление одной категории граждан происходит за счет других категорий. Учитывая необходимость таких последствий перехода к рыночным отношениям в жилищной сфере, государство все же стремится обеспечить жилищные права граждан минимальными (необходимыми) гарантиями.

Нормами коммент. ст. на органы государственной власти и местного самоуправления возложены обязанности по обеспечению условий для осуществления гражданами права на жилище. Указанные обязанности государства, по существу, выступают юридическими гарантиями осуществления права граждан на жилище. Обеспечивая условия для осуществления гражданами права на жилище, государство решает несколько задач.

С одной стороны, государство создает условия для развития рыночных отношений в жилищной сфере (содействует развитию рынка недвижимости в жилищной сфере, в частности: развивает систему ипотечного кредитования, стимулирует жилищное строительство, создает рынок земельных участков для строительства жилья, предоставляет гражданам субсидии для приобретения или строительства жилых помещений и т.п.). Одновременно государство поддерживает нуждающихся и малообеспеченных граждан, предоставляя им жилые помещения по договорам социального найма и другие льготы.

С другой стороны, государство обеспечивает контроль за соблюдением жилищного законодательства и защиту прав и законных интересов граждан в жилищной сфере (ведет учет граждан, нуждающихся в жилище, обеспечивает контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда, соответствием жилых помещений установленным санитарным и техническим правилам и нормам, обеспечивает контроль за соблюдением установленных требований при осуществлении жилищного строительства, обеспечивает защиту прав и законных интересов граждан, приобретающих жилые помещения и пользующихся ими на законных основаниях, потребителей коммунальных услуг и т.п.).

Распределение полномочий между органами государственной власти и органами местного самоуправления можно представить также следующим образом: федеральные органы власти принимают федеральные законы и иные нормативные правовые акты, в которых определяются основные принципы и общие правила, обеспечивающие осуществление права на жилище, органы власти субъектов РФ определяют порядок ведения органами местного самоуправления учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, органы местного самоуправления осуществляют учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, принимают решения о предоставлении жилья, заключают договоры найма и т.п. (см.: Постатейный комментарий к Жилищному кодексу Российской Федерации / Под ред. П.В. Крашенинникова. М., 2005. С. 28).

Полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления в жилищной сфере определяются ст. ст. 12 - 14 ЖК РФ, а также иными актами, определяющими статус этих органов.

4. На государство возложена также обязанность по обеспечению безопасности жилища. Это положение означает, что органы государственной власти РФ, субъектов РФ, местного самоуправления должны заботиться о сохранности и рациональном использовании жилищного фонда, обеспечивать безопасное проживание граждан. Комментируемое положение находит конкретизацию во множестве законодательных актов, касающихся строительства, ремонта, переустройства и перепланировки жилых помещений, деятельности организаций жилищно-коммунального хозяйства и правоохранительных органов по обеспечению общественного порядка и т.д.

Текст статьи 2. жилищного кодекса РФ