Текст статьи 88. земельного кодекса РФ

Комментарии к статье 88. земельного кодекса РФ

В комментируемой статье дается легальное понятие земель промышленности. Следует обратить внимание на то, что к таковым относятся не только земельные участки, непосредственно занятые производственными объектами, но и земельные участки для размещения административных зданий, сооружений и обслуживающих их объектов, что не всегда учитывается участниками земельных правоотношений.

Например, в ходе проведения проверки налоговой декларации ООО «Лукойл-Волгограднефтепереработка» по земельному налогу налоговым органом сделан вывод о неправильном применении налогоплательщиком ставки земельного налога в размере 1,15% от кадастровой стоимости участка в отношении земельного участка, занятого под офис для иностранных специалистов, поскольку такая ставка установлена постановлением Волгоградского городского Совета народных депутатов для земель, занятых в том числе промышленными объектами, тогда как для земель, занятых административно-управленческими и общественными объектами, должна применяться ставка 1,5%, как для прочих земельных участков.

Решением налогового органа общество привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения и ему предложено уплатить недоимку по земельному налогу, пени и штраф в соответствии с Налоговым кодексом РФ.

По заявлению общества арбитражный суд признал решение налогового органа недействительным <1>. В обоснование своей позиции суд приводил положения п. 2 комментируемой статьи. И если бы земельный участок, занятый офисом для иностранных специалистов общества, находился за чертой населенного пункта, то решение суда не вызывало бы никаких сомнений.

--------------------------------

<1> Постановление ФАС Поволжского округа от 24 февраля 2009 г. по делу N А12-13008/2008.


Однако офис расположен на земельном участке в г. Волгограде, категория земель — земли населенных пунктов, разрешенное использование — офис для иностранных специалистов. При таких условиях общество, на наш взгляд, не имело права применять пониженную налоговую ставку.

Нельзя согласиться и с выводом судов о том, что исходя из буквального толкования положений ст. ст. 1, 7, п. 1 ст. 83, ст. ст. 88 — 93 ЗК РФ отнесение земель к той или иной категории зависит не от месторасположения земельного участка, а от фактического его использования.

В указанных статьях действительно ничего не говорится о местоположении участков, но об этом прямо говорится в имеющих непосредственное отношение к данному спору других статьях Кодекса, в частности в ст. 87 (земли промышленности и иного специального назначения — это земли, которые расположены за границами населенных пунктов...) и в п. 2 ст. 85 ЗК РФ (границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий). Так что, по нашему мнению, это решение суда основано на неправильном толковании действующего законодательства.

Порядок установления санитарно-защитных и иных зон установлен Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами — СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25 сентября 2007 г. N 74. Однако в судебной практике возникают споры по этому поводу.

Так, Постановлением администрации Большеулуйского района Красноярского края установлена санитарно-защитная зона ОАО «Ачинский нефтеперерабатывающий завод Восточной нефтяной компании» в соответствии с утвержденной и согласованной проектной документацией. Пунктом 2 Постановления на общество возложена обязанность по оформлению межевого дела земельного участка, на котором расположена санитарно-защитная зона, и поставке его на кадастровый учет. Общество обратилось в арбитражный суд Красноярского края с заявлением о признании незаконным п. 2 Постановления районной администрации. Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований.

Однако вышестоящие суды это решение отменили. Суды пришли к выводу о том, что на юридические лица возложена обязанность по соблюдению режима санитарно-защитной зоны, а не по проведению работ по межеванию земельного участка, на который распространяется санитарно-защитная зона. Общество не является правообладателем земельного участка, на который распространяется его санитарно-защитная зона, в связи с чем заявление и документы для проведения государственного кадастрового учета такого земельного участка (участков) подаются заинтересованным правообладателем или государственными (муниципальными) органами <1>.

--------------------------------

<1> Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 2 июля 2009 г. по делу N А33-13282/08.


В действующей редакции комментируемой статьи содержится специальная норма (п. 4) о предоставлении земельных участков организациям горнодобывающей и нефтегазовой промышленности для разработки полезных ископаемых. Однако с 1 марта 2015 г. данный пункт признается утратившим силу.

Текст статьи 88. земельного кодекса РФ