Текст статьи 87. земельного кодекса РФ

Комментарии к статье 87. земельного кодекса РФ

Земли промышленности и иного специального назначения (как для краткости называет эту категорию даже сам законодатель, например в п. п. 2 — 6 комментируемой статьи) подразделяются на несколько «субкатегорий земель с дифференцированным правовым режимом, что обусловлено характером специальных задач, для решения которых данные земли используются или предназначены для использования в будущем» <1>.

--------------------------------

<1> Анисимов А.П., Рыженков А.Я., Черноморец А.Е. Комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации. Элиста, 2006. С. 610.


Эти субкатегории перечислены в п. 2 комментируемой статьи, и каждой из них также посвящена отдельная статья настоящего Кодекса. Особый интерес представляет подп. 7 п. 2, где говорится о землях иного специального назначения. Наличие такой формулировки делает перечень субкатегорий открытым, не исчерпывающим.

В литературе отмечается, что в качестве иных земель специального назначения могут рассматриваться участки захоронения ядерных и иных отходов <1>, земли, предоставленные для использования их государственной наблюдательной сетью, которая действует в соответствии с Федеральным законом от 19 июля 1998 г. N 113-ФЗ «О гидрометеорологической службе» <2>, и другие земельные участки.

--------------------------------

<1> См.: Земельное право: Учебник / Под ред. С.А. Боголюбова. М.: ТК Велби, 2002. С. 321.

<2> См.: Крассов О.И. Комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации // СПС «Гарант».


В ст. ст. 87 — 93 ЗК РФ как после общей характеристики земель данной категории, так и после определения каждой из субкатегорий говорится, что это земли, права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов РФ <1>. Представляется, что даже единичная запись в ст. 87 ЗК РФ была бы излишней, так как права на земельные участки всегда возникают по основаниям, предусмотренным законами, и, кроме того, в Кодексе есть специальная глава «Возникновение прав на землю», которая касается всех категорий земель. Повторение же этой формулировки семь раз тем более неоправданно.

--------------------------------

<1> Применительно к землям обороны и безопасности законы субъектов РФ не упоминаются, т.е. речь идет только о Земельном кодексе РФ и иных федеральных законах.


В комментируемой статье специально подчеркивается, что к землям промышленности и иного специального назначения относятся лишь земли, расположенные за чертой населенных пунктов. Если же промышленные, транспортные, оборонные и иные подобные предприятия (организации) находятся в городах, то правовой режим земельных участков, на которых они расположены, подчиняется режиму соответствующей территориальной зоны в черте населенного пункта.

В данной категории земель большой удельный вес занимают земли, являющиеся федеральной собственностью. Они перечислены в п. 4 комментируемой статьи. Согласно ст. 27 настоящего Кодекса многие из этих земель изъяты из оборота <1>.

--------------------------------

<1> Согласно Федеральному закону от 2 июля 2013 г. N 142-ФЗ категория объектов гражданских прав, изъятых из оборота, из п. 1 ст. 129 ГК РФ исключена. Теперь объекты гражданских прав подразделяются только на две группы: находящиеся в свободном обороте и ограниченные в обороте. Однако ст. 27 настоящего Кодекса до сих пор не приведена в соответствие с ГК РФ.


Следует отметить, что большое количество судебных споров возникает в связи с неоднозначным толкованием законодательства именно в отношении земельных участков, занятых промышленными объектами, объектами транспортной инфраструктуры, оборонными объектами и т.п. в населенных пунктах, в том числе по вопросам, связанным с определением субъекта права собственности на земельные участки, занятые данными объектами.

Эти споры возникают с завидной регулярностью, что свидетельствует о настоятельной необходимости более четкого урегулирования данного вопроса непосредственно в законе. Практика рассмотрения такого рода споров будет рассмотрена далее применительно к отдельным субкатегориям земель данной категории. Здесь же отметим, что при вынесении решений по таким делам суды постоянно ссылаются на ст. ст. 87 — 93 ЗК РФ, что, на наш взгляд, неверно, так как речь идет о земельных участках, относящихся к другой категории земель.

Гражданам и юридическим лицам следует иметь в виду, что использование земельных участков данной категории должно осуществляться с соблюдением правил, установленных для соответствующей субкатегории, в противном случае это будет признано правонарушением.

В частности, проверкой территориального отдела управления Роснедвижимости по Пермскому краю было выявлено, что земельный участок, предоставленный индивидуальному предпринимателю с разрешенным использованием под промышленные предприятия на землях промышленности, фактически используется под объекты автомобильного транспорта (строение пункта охраны и автостоянка), что является нарушением ст. 42 ЗК РФ.

Предпринимателю выдано предписание с требованием устранить допущенное нарушение путем использования земельного участка в соответствии с его целевым назначением либо изменения разрешенного использования. Попытка предпринимателя обжаловать данное предписание не увенчалась успехом, так как суды пришли к правильному выводу, что, несмотря на то что земли промышленности и земли транспорта относятся к одной категории земель РФ (земли специального назначения), режим и вид разрешенного использования указанных земель различные, следовательно, требования госоргана законны <1>.

--------------------------------

<1> Постановление ФАС Уральского округа от 11 мая 2010 г. N Ф09-3256/10-С1 по делу N А50-33592/2009.


Поскольку деятельность промышленных предприятий и иных объектов, для размещения которых предоставляются указанные земли, может представлять опасность для населения, в состав данной категории земель могут включаться охранные, санитарно-защитные и иные зоны с особыми условиями использования земель.

И напротив, хозяйственная деятельность в пределах таких зон может причинить вред охраняемым объектам или существенно затруднить их эксплуатацию, поэтому определенные виды деятельности, которые несовместимы с целями установления зон, могут быть ограничены или запрещены.

Создание санитарно-защитных зон вокруг объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в целях охраны атмосферного воздуха и условий жизнедеятельности окружающей среды предусматривается Федеральными законами от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и от 4 мая 1999 г. N 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» и иными актами.

Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N 252-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» комментируемая статья дополнена тремя новыми пунктами — 5.1 — 5.3, конкретизирующими порядок установления зон с особыми условиями использования территории (в части сведений о границах такой зоны и описания их местоположения, а также сроков уведомления правообладателей земельных участков, включенных в границы зоны с особыми условиями использования территории, об ограничениях использования земельных участков в границах такой зоны). Эти дополнения вступили в силу с 1 января 2016 г.

Этим же Законом ст. 15 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости», посвященная информационному взаимодействию при ведении ГКН, была дополнена положением о том, что обязательным приложением к решению органа государственной власти или органа местного самоуправления об установлении или изменении границ зоны с особыми условиями использования территорий, направляемому в орган кадастрового учета, являются подготовленные в электронной форме текстовое и графическое описания местоположения границ зоны с особыми условиями использования территории, перечень координат характерных точек границ такой зоны (норма вступила в силу с 1 января 2016 г.).

Законом N 252-ФЗ внесены изменения в Градостроительный кодекс РФ (ст. 55), предусматривающие, что для выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства, являющегося объектом электроэнергетики, системы газоснабжения, транспортной инфраструктуры, трубопроводного транспорта или связи, если для эксплуатации этого объекта в соответствии с федеральными законами требуется установление охранной зоны, обязательным документом, прилагаемым к заявлению о выдаче такого разрешения, являются подготовленные в электронной форме текстовое и графическое описания местоположения границ охранной зоны, перечень координат характерных точек границ такой зоны. Местоположение границ такой зоны должно быть согласовано с органом государственной власти или органом местного самоуправления, уполномоченными на принятие решений об установлении такой зоны (границ такой зоны), за исключением случаев, если указанные органы являются органами, выдающими разрешение на ввод объекта в эксплуатацию.

Представленные заявителем текстовое и графическое описания местоположения границ охранной зоны, перечень координат характерных точек границ такой зоны являются обязательным приложением к разрешению на ввод объекта в эксплуатацию. При этом данное разрешение одновременно является решением об установлении охранной зоны указанного объекта.

Указанные нормы вступают в силу с 1 января 2018 г., поэтому на заявления о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, поданные до этой даты, их действие не распространяется.

Требования к системе координат, точности определения координат характерных точек границ зоны с особыми условиями использования территории, формату электронного документа, содержащего сведения о границах зоны с особыми условиями использования территории, утверждены Приказом Министерства экономического развития РФ от 23 марта 2016 г. N 163.

Сведения о местоположении границ зон с особыми условиями использования территории подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости до 1 января 2022 г. (ч. 2 ст. 5 Закона N 252-ФЗ).

Важным представляется положение п. 5.2 комментируемой статьи о том, кто должен осуществлять деятельность по установлению границ указанных зон. Ранее в судебной практике возникали споры по этому поводу <1>. Так, Постановлением администрации Большеулуйского района Красноярского края от 14 июня 2006 г. N 159 установлена санитарно-защитная зона ОАО «Ачинский нефтеперерабатывающий завод Восточной нефтяной компании» (далее — общество) с возложением на общество обязанности по оформлению межевого дела земельного участка, на котором расположена санитарно-защитная зона, и поставке его на кадастровый учет.

--------------------------------

<1> См., напр.: Постановление Президиума Свердловского областного суда от 18 августа 2010 г. по делу N 44-Г-26/2010.


Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании соответствующего пункта Постановления районной администрации незаконным. Решением Арбитражного суда Красноярского края от 30 декабря 2008 г. в удовлетворении заявленных требований отказано. Постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 10 марта 2009 г. решение суда от 30 декабря 2008 г. отменено, принят новый судебный акт об удовлетворении требований заявителя. Апелляционная инстанция пришла к выводу об отсутствии в действующем законодательстве положения, предусматривающего проведение межевых работ по установлению границ санитарно-защитной зоны, а также отметила, что с заявлением о постановке земельного участка на кадастровый учет вправе обратиться правообладатель или государственный (муниципальный) орган, к которым общество не относится.

С таким подходом согласился Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа <1>, указав, что на юридические лица возложена обязанность по соблюдению режима санитарно-защитной зоны, а не по проведению работ по межеванию земельного участка, на который распространяется санитарно-защитная зона. Общество не является правообладателем земельного участка, на который распространяется его санитарно-защитная зона, в связи с чем заявление и документы для проведения государственного кадастрового учета земельных участков подаются заинтересованным правообладателем или государственными (муниципальными) органами.

--------------------------------

<1> См.: Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 2 июля 2009 г. N А33-13282/08.


Теперь же согласно п. 5.2 настоящей статьи подготовка текстового и графического описаний местоположения границ зоны с особыми условиями использования территории и перечня координат характерных точек границ такой зоны обеспечивается правообладателями указанных объектов или иными лицами на основании договора с такими правообладателями, т.е. по этой норме возложение такой обязанности на общество было бы законным.

Во исполнение п. 5.3 комментируемой статьи Постановлением Правительства РФ от 12 июля 2016 г. N 662 утверждены Правила уведомления правообладателей земельных участков, включенных в границы зоны с особыми условиями использования территории, об ограничениях использования земельных участков в границах такой зоны.

Согласно указанным Правилам информирование правообладателей земельных участков об ограничениях использования земельных участков в границах зоны осуществляется в течение 15 дней со дня внесения в государственный кадастр недвижимости сведений об установлении зоны посредством направления уведомления либо по адресу электронной почты правообладателя, либо по его почтовому адресу.

В уведомлении указываются следующие сведения:

а) наименование органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявшего решение об установлении зоны, реквизиты такого решения;

б) дата внесения в государственный кадастр недвижимости сведений об установлении зоны;

в) индивидуальное обозначение (вид, тип, номер, индекс и т.п.) зоны;

г) описание местоположения границ зоны;

д) содержание ограничений использования объектов недвижимости в границах зоны;

е) кадастровые номера земельных участков, включенных в границы зоны и принадлежащих правообладателю.

Текст статьи 87. земельного кодекса РФ