Комментарии к статье 39.36. земельного кодекса РФ
Размещение нестационарных торговых объектов и рекламных конструкций на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без предоставления земельных участков и установления сервитута, но и без выдачи разрешения, предусмотренного подп. 6 п. 1 ст. 39.33 ЗК РФ.
Данный подход обусловлен тем, что размещение нестационарных торговых объектов и рекламных конструкций осуществляется по правилам, предусмотренным специальными федеральными законами, которыми устанавливаются соответствующие юридические основания для размещения таких объектов на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Так, в соответствии со ст. 10 Федерального закона от 28 декабря 2009 г. N
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2010. N 1. Ст. 2.
Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ.
Согласно ч. 6 ст. 10 Закона N
Следует обратить внимание, что до 1 марта 2015 г. данная схема могла являться основанием именно для предоставления земельного участка для размещения нестационарного торгового объекта и соответствующие правоотношения формировались именно в поле земельного законодательства <1>.
--------------------------------
<1> См., например, Определение Верховного Суда РФ от 18 марта 2016 г. N 303-КГ16-812.
Согласно ч. 5.1 ст. 19 Федерального закона от 13 марта 2006 г. N
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2006. N 12. Ст. 1232; 2007. N 30. Ст. 3807; 2013. N 19. Ст. 2325.
Торги на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, который находится в государственной либо муниципальной собственности или государственная собственность на который не разграничена, а также на здании или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности субъектов РФ или муниципальной собственности, после утверждения схем размещения рекламных конструкций проводятся органом государственной власти, органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа либо уполномоченной ими организацией только в отношении рекламных конструкций, указанных в данных схемах.
Таким образом, утвержденная схема размещения нестационарных торговых объектов на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, либо заключенный договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на таком земельном участке являются достаточным основанием для использования земельного участка для размещения нестационарного торгового объекта или рекламной конструкции.
В судебной практике встречаются случаи, когда собственники нестационарных торговых объектов, не являющихся недвижимым имуществом, имеют намерение на приобретение земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей размещения и эксплуатации нестационарных торговых объектов, в том числе указывая на то, что такие объекты являются недвижимостью <1>.
--------------------------------
<1> См., напр.: Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 24 января 2012 г. N 12576/11 // СПС «КонсультантПлюс».
Важной новеллой является наделение Правительства РФ полномочиями по установлению перечня объектов, которые также можно размещать на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности без предоставления и установления сервитута. Перечень таких объектов утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2014 г. N 1300.
В указанный перечень включены объекты совершенно различного назначения (от инженерных коммуникаций до элементов благоустройства и лодочных станций). Учитывая, что спустя незначительный период после принятия Постановления Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2014 г. N 1300, перечень таких объектов был существенно расширен (Постановление Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2016 г. N 385), имеются основания полагать, что, принимая во внимание упрощенный порядок размещения таких объектов, в дальнейшем также будет наблюдаться тенденция к увеличению числа случаев, когда для использования государственной земли не потребуется образование и предоставление земельного участка и установление сервитута.
Порядок и условия размещения объектов, указанных в Постановлении Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2014 г. N 1300 определяются субъектами Российской Федерации <1>.
--------------------------------
<1> См., например: Постановление Правительства Московской области от 8 апреля 2015 г. N 229/13 «Об утверждении Порядка и условий размещения на территории Московской области объектов, которые могут быть размещены на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов»; Постановление Правительства Ленинградской области от 3 августа 2015 г. N 301 «Об утверждении Порядка и условий размещения отдельных видов объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов на территории Ленинградской области».
Здесь же отметим, что возможность осуществления государственной регистрации прав в отношении объектов недвижимого имущества, поименованных в Постановлении Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2014 г. N 1300, предусматривается только с 1 января 2017 г. (ч. 10 ст. 40 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N