Текст статьи 39.18. Земельного кодекса РФ

Комментарии к статье 39.18. Земельного кодекса РФ

Комментируемая статья устанавливает особенности предоставления земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности. В связи с тем, что данные нормы являются именно особенностями, на эту процедуру распространяются и общие положения ЗК РФ, регулирующие порядок подачи заявлений о предоставлении земельных участков и состав прилагаемых к таким заявлениям документов. В частности, если отсутствует утвержденный проект межевания территории, то к заявлению прилагается схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории.

Предусмотренная комментируемой статьей процедура предоставления земельных участков во многом повторяет ранее действовавший порядок предоставления земельных участков гражданам для индивидуального жилищного строительства, который был урегулирован п. 3 ст. 30.1 ЗК РФ. Однако новый порядок распространяется также на случаи предоставления земельных участков гражданам для ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам или крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности.

Положения данной статьи предполагают соблюдение интересов лиц, которые помимо заявителя также заинтересованы в предоставлении земельных участков для вышеперечисленных целей. Так, в случае поступления после опубликования извещения, предусмотренного подп. 1 п. 1 комментируемой статьи, двух и более заявлений о предоставлении земельного участка, соответствующий орган государственной власти или орган местного самоуправления должен принять решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка.

С введением в ЗК РФ комментируемой статьи впервые на уровне федерального закона урегулирован вопрос предоставления земельных участков индивидуально гражданам для ведения дачного хозяйства и садоводства. При этом ранее на практике сложилась ситуация, при которой приобретение садового, огородного или дачного земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения допускается только в случае, если заинтересованное лицо является членом соответствующего садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения <1>.

--------------------------------

<1> См.: Обзор судебной практики Верховного Суда РФ за четвертый квартал 2013 г., утвержденный Президиумом Верховного Суда РФ 4 июня 2014 г. (СПС «КонсультантПлюс»), где отмечено, что «...действующее земельное законодательство закрепляет возможность предоставления земельных участков сельскохозяйственного назначения для осуществления садоводства, огородничества и ведения дачного хозяйства только гражданам, входящим в состав соответствующего некоммерческого объединения. Выделение названных земель гражданам в индивидуальном порядке законом не предусмотрено».


В частности, в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2013 г., утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 4 июня 2014 г., было отмечено, что «...действующее земельное законодательство закрепляет возможность предоставления земельных участков сельскохозяйственного назначения для осуществления садоводства, огородничества и ведения дачного хозяйства только гражданам, входящим в состав соответствующего некоммерческого объединения. Выделение названных земель гражданам в индивидуальном порядке законом не предусмотрено» <1>. Вместе с тем Верховный Суд Российской Федерации в Определении от 3 сентября 2014 г. N 44-КГ14-4 занял иную позицию о том, что существующее законодательство не ограничивает возможность предоставления гражданину земельного участка для ведения садоводства индивидуально, и, следовательно, граждане вправе подавать заявления о предоставлении земельного участка для указанных целей в общем порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации.

--------------------------------

<1> СПС «КонсультантПлюс».


Последний подход представляется более правильным, поскольку, как отметил Конституционный Суд РФ в Постановлении от 3 апреля 1998 г. N 10-П «По делу о проверке конституционности пунктов 1, 2 и 4 статьи 32 и пунктов 2 и 3 статьи 49 Федерального закона от 15 июня 1996 года „О товариществах собственников жилья“ в связи с запросом Советского районного суда города Омска» <1>, приобретение права собственности на имущество не может быть поставлено в зависимость от членства в каком-либо объединении.

--------------------------------

<1> Вестник Конституционного Суда РФ. 1998. N 4.


Существенному изменению подвергся и порядок предоставления земельных участков для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством своей деятельности. Так, ранее действовавшим порядком предоставления земельных участков, предусмотренным ст. 12 Федерального закона «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», не предусматривалась необходимость опубликования сообщений о предоставлении земельного участка, в том числе для целей обеспечения возможности направления заявлений со стороны иных лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка, что подтверждалось позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации <1>, с которой впоследствии не согласился Верховный Суд Российской Федерации <2>.

--------------------------------

<1> См., например, Определение ВАС РФ от 9 сентября 2013 г. N ВАС-7865/13 // СПС «КонсультантПлюс».

<2> См. Определения Верховного Суда Российской Федерации от 20 ноября 2014 г. по делу N 308-ЭС14-1222 и от 24 марта 2015 г. по делу N 310-ЭС14-7728.


В соответствии с п. 8 ст. 10 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в аренду на срок до пяти лет крестьянским (фермерским) хозяйствам, сельскохозяйственным организациям, участвующим в программах государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства, для ведения сельского хозяйства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности без проведения торгов. В случае если в орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, которые уполномочены на распоряжение земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, поступило несколько заявлений о предоставлении такого земельного участка в аренду, соответствующий земельный участок предоставляется в порядке, установленном комментируемой статьей.

Регулируя порядок предоставления земельных участков гражданам, законодатель в комментируемой статье предусмотрел возможность проведения торгов по продаже земельных участков или права на заключение договоров аренды при поступлении нескольких заявлений и применительно к земельным участкам, предназначенным для ведения личного подсобного хозяйства, но только к расположенным в границах населенного пункта. В соответствии с подп. 19 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ предоставление предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства земельных участков, расположенных за границами населенного пункта, осуществляется без проведения торгов.

В соответствии с п. 1 ст. 4 Федерального закона от 7 июля 2003 г. N 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» <1> для ведения личного подсобного хозяйства могут использоваться земельный участок в границах населенного пункта (приусадебный земельный участок) и земельный участок за пределами границ населенного пункта (полевой земельный участок).

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2003. N 28. Ст. 2881; 2008. N 30. Ст. 3597.


При этом приусадебный земельный участок используется для производства сельскохозяйственной продукции, а также для возведения жилого дома, производственных, бытовых и иных зданий, строений, сооружений с соблюдением градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов. В свою очередь, полевой земельный участок используется исключительно для производства сельскохозяйственной продукции без права возведения на нем зданий и строений.

Таким образом, именно различие правового режима приусадебных и полевых земельных участков легло в основу установления разного порядка их предоставления гражданам.

Текст статьи 39.18. Земельного кодекса РФ