Текст статьи 163. жилищного кодекса РФ

Комментарии к статье 163. жилищного кодекса РФ

1, 2. Договор управления многоквартирным домом, находящимся в государственной и муниципальной собственности, заключается между собственником многоквартирного дома (органами государственной власти и управления Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований) и, как правило, муниципальными предприятиями и учреждениями жилищно-коммунального хозяйства.

Содержанием такого договора, как излагалось в комментарии к ст. 162 Кодекса, является обслуживание, оказание жителям этих домов в основном жилищных, коммунальных услуг. По структурным особенностям договор, как представляется, следует квалифицировать как договор в пользу третьих лиц.

Сложность организации такой системы управления многоквартирными домами (организации обслуживании) заключается в том, что в настоящее время мало таких домов, где все помещения находятся в государственной или муниципальной собственности. Часть жилых помещений находится в личной (частной) собственности, а другая - в государственной или муниципальной собственности.

Другой комментарий к Статье 163 ЖК РФ

Статья 163 ЖК РФ. Управление многоквартирным домом, находящимся в государственной или муниципальной собственности

Комментарий к статье 163 ЖК РФ:

1. Комментируемая статья посвящена регулированию отношений, складывающихся в связи с управлением многоквартирным домом, находящимся в собственности публичного образования. Из содержания коммент. ст. невозможно сделать однозначный вывод о том, распространяется ли действие содержащихся в ней норм на случаи нахождения в многоквартирном доме помещений, принадлежащих различным публичным образованиям, например Российской Федерации и субъекту РФ либо двум и более субъектам РФ. В литературе между тем высказана точка зрения, согласно которой 'положения комментируемой статьи не могут применяться, если помещения в многоквартирном доме находятся в собственности нескольких публично-правовых образований' (Постатейный комментарий к Жилищному кодексу Российской Федерации / Под ред. П.В. Крашенинникова. М., 2005. С. 625 (автор коммент. - Н.Б. Косарева в соавт. с Д.П. Гордеевым, А.С. Пузановым, Д.Ю. Хомченко)). Указанную точку зрения нельзя признать логичной по следующим основаниям. Во-первых, это не следует из смысла коммент. ст. Во-вторых, создание товарищества собственников жилья или жилищного кооператива, членами которого являются только публично-правовые образования, абсурдно, хотя с теоретических позиций и допустимо.

2. В части 1 коммент. ст. определяются органы, уполномоченные по закону устанавливать порядок управления многоквартирным домом, все помещения в котором находятся в собственности РФ, субъекта РФ или муниципального образования. Так, в Санкт-Петербурге принят Закон Санкт-Петербурга 'О порядке управления многоквартирными домами, все помещения в которых находятся в собственности Санкт-Петербурга' (Вестник Законодательного Собрания Санкт-Петербурга. 2008. N 18).

3. В части 2 коммент. ст. содержится правило, устанавливающее единственный способ управления многоквартирным домом, в котором доля публичных образований в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме составляет более чем 50%.

Текст статьи 163. жилищного кодекса РФ