Текст статьи 154. жилищного кодекса РФ

Комментарии к статье 154. жилищного кодекса РФ

1. Структура платежей за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, включает в себя:

1) плату за пользование жилым помещением (плата за наем) в пределах социальной нормы площади жилья из расчета за 1 кв. м общей площади жилья в соответствии со стандартами оплаты жилья в размерах, не превышающих установленной федеральным стандартом максимально допустимой доли расходов на оплату жилья в совокупном доходе семьи, включая затраты на коммунальные услуги.

Оплата жилья сверхсоциальной нормы площади жилья сверхустановленных нормативов, в том числе оплата дополнительной жилой площади, осуществляется в соответствии с установленными ценами на содержание, ремонт жилья, наем жилых помещений независимо от совокупного дохода семьи.

Согласно статье 154 ЖК РФ оплата дополнительной жилой площади, предоставляемой гражданам по состоянию здоровья, осуществляется на условиях и в порядке, которые установлены для нанимателей по договору социального найма,

2) плату за содержание жилья, в которую входят затраты по содержанию общего имущества жилого дома, в том числе подвала, чердака, подъездов, крыши, техническому обслуживанию общих коммуникаций (водосточных, канализационных труб), технических устройств, в том числе лифтов, приборов учета, а также технических помещений дома, по вывозу бытовых отходов, содержанию придомовой территории и др.,

3) платежи за ремонт жилья (текущий ремонт общего имущества жилого дома, общих коммуникаций, технических устройств и технических помещений жилого дома, объектов придомовой территории),

4) платежи за отдельные виды коммунальных услуг:

----T-----------------T------------------------------------------¬

¦ N ¦ Виды ¦ ¦

¦ ¦ коммунальных ¦ Основание исчисления платежа ¦

¦ ¦ услуг ¦ ¦

+---+-----------------+------------------------------------------+

¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦

+---+-----------------+------------------------------------------+

¦ 1 ¦а) Газоснабжение ¦по показаниям приборов учета или на основе ¦

¦ ¦ ¦нормы расходов на одного проживающего ¦

¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦б) Твердое ¦ 1 куб. м ¦

¦ ¦ топливо (уголь, ¦ ¦

¦ ¦ торф, дрова) ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦

¦ 2 ¦ Электроснабжение ¦ 1 кВт/ч ¦

¦ ¦ ¦ ¦

¦ 3 ¦ Отопление ¦ по показаниям приборов учета (Гкал.) ¦

¦ ¦ ¦ с ориентиром на общую площадь жилья ¦

¦ ¦ ¦ или на основе общей площади жилья ¦

¦ ¦ ¦ ¦

¦ 4 ¦ Холодная вода ¦ по показаниям приборов учета или на основе¦

¦ ¦ ¦ нормы расходов на одного проживающего ¦

¦ ¦ ¦ ¦

¦ 5 ¦ Подогрев воды ¦ по показаниям приборов учета (Гкал.) или ¦

¦ ¦ ¦ на основе нормы расходов на одного ¦

¦ ¦ ¦ проживающего ¦

¦ ¦ ¦ ¦

¦ 6 ¦ Водоотведение ¦ на основе нормы расходов на одного ¦

¦ ¦ (канализация) ¦ проживающего ¦

¦ ¦ ¦ ¦

¦ 7 ¦ Обслуживание ¦ на одну квартиру ¦

¦ ¦ телеантенной ТА ¦ ¦

¦ ¦ (обычной) ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦

¦ 8 ¦ Радио ¦ на одну квартиру ¦

¦ ¦ ¦ ¦

¦ 9 ¦ Лифт ¦ на одного проживающего ¦

¦ ¦ ¦ ¦

¦ 10¦ Вывоз мусора ¦ на одного проживающего ¦

¦ ¦ ¦ ¦

¦ 11¦ Телефон и др. ¦ по общему правилу, одна точка ¦

¦ ¦ услуги ¦ (линия) на квартиру ¦

L---+-----------------+-------------------------------------------

2, 3, 4. Собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт (бремя содержания имущества), включающие в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме. Плата за коммунальные услуги устанавливается на основе вышеизложенных Правил в соответствии с договорами, заключенными с юридическими, физическими лицами, предпринимателями, осуществляющими деятельность по коммунальному обслуживанию <,*>,.
--------------------------------
<,*>, Постановление Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. 'О порядке и условиях оплаты гражданами жилья и коммунальных услуг' // Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. N 32. Ст. 3339.

Другой комментарий к Статье 154 ЖК РФ

Статья 154 ЖК РФ. Структура платы за жилое помещение и коммунальные услуги

Комментарий к статье 154 ЖК РФ:

1. В комментируемой статье законодатель исчерпывающим образом установил состав, или, другими словами, структуру платежей, которые вносятся собственниками и нанимателями жилых помещений. Ввиду отсутствия в Кодексе собирательного понятия (термина), которое охватывало бы все эти платежи, можно было бы использовать широко употребляемое в бытовой лексике выражение 'оплата жилья' или 'плата за жилье'. В современный нам период этот логотип постепенно заменил столь же широко употреблявшееся в советский период словосочетание 'квартирная плата', или, сокращенно, 'квартплата'. В контексте коммент. ст. плата за наем и содержание жилого помещения, а также плата за коммунальные услуги - это и есть плата за жилье, поскольку коммунальные услуги в том же контексте - это именно те услуги, которые неразрывно связаны с использованием жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах, точнее было бы называть их жилищно-коммунальными услугами. Такое выражение употреблено в ч. ч. 6 и 11 ст. 159 ЖК РФ.

Элементы структуры платы за жилье в целом зависят от принадлежности жилого помещения, но во всех случаях в состав платы входят две основные составляющие или две группы платежей: 1) плата за содержание и ремонт жилого помещения, 2) плата за жилищно-коммунальные услуги. Кроме того, наниматели жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищных фондов платят плату за пользование жилым помещением, эту часть платы законодатель называет также платой за наем. Этот элемент платы за жилье по своей экономической сущности и юридической природе аналогичен арендной плате в обязательствах из договора найма (аренды).

Принято считать, что экономическое содержание платы за наем состоит в компенсации инвестиционных затрат собственника на строительство и реконструкцию жилищного фонда, используемого для предоставления гражданам по договорам социального и общегражданского найма. Приблизительно так записано в Методических указаниях по расчету ставок за наем и отчислений на капитальный ремонт жилых помещений, включаемых в ставку платы за содержание и ремонт жилья (техническое обслуживание), муниципального и государственного жилищного фонда (п. 1.1). Эти Методические указания были утверждены Приказом Минстроя РФ от 2 декабря 1996 г. по согласованию с Минфином РФ и носят рекомендательный характер. Несмотря на то что Методические указания были утверждены еще до принятия ЖК РФ, их значение не утрачено, в частности, в них приведены подробные расчеты базовой ставки платы за наем жилого помещения (п. 1.2), критерии ее дифференциации (п. п. 1.3 и 1.4), порядок расчета дифференцированных ставок платы за наем по группам жилищного фонда (п. 1.5). Эти расчеты и приведенные примеры могут быть использованы и в настоящее время. Но при подготовке данных Методических указаний разработчики исходили из того, что в плату нанимателя за содержание и ремонт жилья должна включаться компенсация затрат на проведение капитального ремонта дома. Теперь это положение противоречит нормам Кодекса, которыми установлено, что капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится за счет собственника жилищного фонда (п. 2 ч. 1 коммент. ст.), эта норма императивная и не предусматривает никаких исключений. Поэтому было бы все же целесообразно, чтобы были разработаны, приняты и опубликованы новые методические указания по расчету ставок платы за наем жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищных фондов.

Естественно, что собственник жилого помещения не платит за наем, так как жилое помещение принадлежит ему на праве собственности и он сам определяет характер его использования. Также не платят за наем члены жилищных кооперативов, ибо жилые помещения предоставляются им не внаем, а во владение и пользование как членам кооператива, по выплате паевого взноса в полном размере жилое помещение переходит в собственность члена кооператива (ч. 1 ст. 129 ЖК РФ).

2. Вторым элементом платы за жилье является плата за содержание и ремонт жилого помещения. Обязательство по оплате расходов по содержанию и ремонту жилого помещения лежит как на нанимателе, так и на собственнике жилого помещения. Эта часть платы за жилье также структурируется. Ее первый внутренний элемент - плата за содержание и ремонт жилого помещения, ее не надо смешивать с платой за пользование жилым помещением (платой за наем). У платы за содержание жилого помещения иная экономическая сущность и юридическая природа. Назначение этой платы - возмещение расходов (затрат) по эксплуатации дома в целом, общего имущества дома, принадлежащего собственникам помещений на праве общей долевой собственности. Ввиду разного назначения платы за пользование (платы за наем) и платы за содержание жилого помещения законодатель 'развел' эти элементы платы за жилье и отнес плату за содержание жилого помещения к группе платежей, включающей в себя не только оплату текущих расходов, но и оплату ремонта общего имущества многоквартирного дома - второй внутренний составной элемент этой группы платежей. Таким образом, плата за содержание и ремонт жилого помещения включает в себя:

- плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом,

- плату за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме.

Услуги и работы по управлению многоквартирным домом не следует смешивать с коммунальными услугами. Услуги и работы по управлению многоквартирным домом осуществляет обслуживающая организация: управляющая компания, жилкомсервис, ТСЖ или жилищный кооператив в многоквартирных домах, помещения в которых принадлежат физическим и юридическим лицам на праве частной собственности. Это услуги и работы:

по содержанию общего имущества дома: подъездов, лестниц, крыш, подвалов, чердаков,

по содержанию и уборке придомовой территории,

по техническому обслуживанию технических устройств коммуникаций, узлов учета потребления энергии, воды,

по эксплуатации лифтового хозяйства,

по устранению каких-либо неисправностей в оборудовании жилых помещений (электричество, сантехника),

по вывозу бытовых отходов и иного мусора.

Более подробно состав жилищно-эксплуатационных услуг по содержанию жилых помещений перечислен, в частности, в п. 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, этот состав можно назвать федеральным стандартом набора жилищно-эксплуатационных услуг. Но могут быть региональные и местные стандарты. Органы государственной власти Москвы и Санкт-Петербурга, а также органы местного самоуправления вправе утверждать региональные и местные перечни услуг по содержанию жилья и перечни работ по ремонту жилья с учетом состояния и конструктивных особенностей жилых домов, географических, природно-климатических, социально-экономических, градостроительных и других особенностей поселений. Например, в Санкт-Петербурге постоянно идет работа по обновлению окраски фасадов зданий ввиду того, что вследствие повышенной влажности воздуха покраска зданий блекнет и облупливается быстрее, чем предусмотрено нормативами по содержанию фасадов зданий. Более подробный перечень услуг, связанных с содержанием жилых помещений и жилых домов и оплачиваемых за счет платы за содержание жилья, подлежит утверждению Министерством промышленности и торговли РФ.

Услуги такого характера в практике принято называть эксплуатационными или жилищно-эксплуатационными услугами. Обслуживающая организация оказывает все эти услуги и выполняет работы либо своими силами, либо посредством привлечения специализированных организаций или даже индивидуальных предпринимателей, но в любом случае все эти расходы подлежат возмещению собственниками жилых помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищных фондов.

Проживающим в жилых домах могут оказываться и другие - дополнительные - услуги, например по подключению к кабельному телевидению, устройству и обслуживанию домофонов на входных дверях, охране дома и придомовой территории, очищению крыш от снега, правовые услуги, услуги по осуществлению регистрационного учета граждан и выдаче им необходимых справок и т.д. Оплата таких услуг выходит за рамки понятия платы за жилое помещение, такие услуги оплачиваются проживающими по договорным ценам, предусматриваемым в договорах, заключаемых с предоставляющими эти услуги организациями.

3. По существу, содержание общего имущества в многоквартирном доме относится к выше охарактеризованной группе жилищно-эксплуатационных услуг - 'услуги и работы по управлению многоквартирным домом', общее имущество поддерживается в надлежащем состоянии либо самими собственниками жилых помещений, либо созданными ими ТСЖ или жилищным кооперативом, либо управляющей компанией.

Что же касается ремонта, то обязательства по его проведению и финансированию распределяются в зависимости от характера прав на жилые помещения. Собственники жилых помещений несут обязанности по оплате текущего и капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме в полном объеме, об этом прямо сказано в п. 1 ч. 2 коммент. ст. В многоквартирном доме государственного и муниципального жилищных фондов капитальный ремонт общего имущества производится за счет публично-правового образования - собственника жилищного фонда, поэтому на нанимателей жилых помещений не могут быть отнесены расходы на капитальный ремонт жилого дома как частичный, так и полный, даже в тех случаях, когда капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме: фундамента, стен, перекрытий, крыши, лестниц - повлечет за собой проявление улучшений в жилом помещении, занимаемом нанимателем. Никакие сборы на капитальный ремонт многоквартирного дома типа амортизационных отчислений не могут истребоваться с нанимателей жилых помещений в домах государственного и муниципального фондов.

В отличие от нанимателей собственники жилых помещений в многоквартирных домах обязаны нести расходы не только по текущему, но и по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме (см. об этом ниже: комментарий к статье 158 ЖК РФ).

4. Для собственников жилых помещений в многоквартирном жилом доме даже текущий ремонт общего имущества оказывается довольно обременительным, не говоря уже о капитальном ремонте. Поэтому целесообразно заблаговременно едва ли не с самого начала приобретения жилого помещения в собственность или по крайней мере с момента решения вопроса об управлении многоквартирным домом (путем создания ТСЖ или передачи дома в управление управляющей компании) позаботиться об аккумулировании средств, необходимых для производства ремонта тогда, когда это станет необходимым.

Аналогичные задачи у собственников индивидуальных жилых домов, которые, согласно ч. 3 коммент. ст., несут расходы по содержанию, текущему и капитальному ремонту своих домов в полном объеме.

5. Особенность коммунальных услуг состоит в том, что, во-первых, публично-правовые образования обязаны организовывать и обеспечивать предоставление этих услуг собственникам и нанимателям жилых помещений в многоквартирных жилых домах. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 г. N 307 'О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам' (СЗ РФ. 2006. N 23. Ст. 2507), утратили силу. В настоящее время действуют Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. N 354 'О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов' (Российская газета. 2011. 1 июня, далее по тексту - Правила предоставления коммунальных услуг). Во-вторых, оплата коммунальных услуг производится по регулируемым ставкам (тарифам), устанавливаемым в определенном порядке, договорные цены к оплате коммунальных услуг применению не подлежат.

Порядок регулирования тарифов на коммунальные услуги предусмотрен в Основах ценообразования в сфере деятельности организации коммунального комплекса, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14 июля 2008 г. N 520 'Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса' (СЗ РФ. 2008. N 29 (ч. II). Ст. 3518). Размеры тарифов на коммунальные услуги устанавливаются исходя из необходимости обеспечения финансовых потребностей для реализации производственной программы организаций, оказывающих услуги, размеры надбавок к тарифам на коммунальные услуги и размеры тарифов на подключение вновь создаваемых (реконструируемых) объектов недвижимости к системе коммунальной инфраструктуры устанавливаются исходя из необходимости обеспечения финансовых потребностей для реализации инвестиционной программы. К методам регулирования относятся установление фиксированных тарифов, установление предельных тарифов и индексация установленных тарифов. Положения, содержащиеся в названных Основах ценообразования, служат руководством для Федеральной службы по тарифам (ФСТ) и других уполномоченных органов при установлении конкретных размеров регулируемых тарифов.

В ч. 4 коммент. ст. раскрыт состав платы за жилищно-коммунальные услуги, она включает в себя плату за:

Кроме этих видов коммунальных услуг в Основах ценообразования к регулируемым тарифам отнесены тарифы на очистку сточных вод и тарифы на утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов.

Текст статьи 154. жилищного кодекса РФ