Текст статьи 111. жилищного кодекса РФ

Комментарии к статье 111. жилищного кодекса РФ

1. Членами жилищных кооперативов могут быть граждане Российской Федерации, достигшие 16-летнего возраста, как правило, постоянно проживающие в местности организации кооператива и нуждающиеся в улучшении жилищных условий.

Право на вступление в жилищные кооперативы непосредственно связано и с уплатой вступительного взноса (ч. 2 ст. 121 Кодекса). Выражение этой статьи: 'Гражданин или юридическое лицо признается членом жилищного кооператива с момента уплаты вступительного взноса после утверждения решения о приеме в члены жилищного кооператива общим собранием членов кооператива (конференцией)' не принижает значения вступительного взноса. Более того, при невнесении суммы взноса, несмотря на решение о приеме в члены, гражданин юридически не признается членом кооператива. И решение о приеме должно быть отменено.

Правом на вступление в жилищные кооперативы обладают и граждане, обеспеченные жильем: имеющие жилую площадь на праве собственности или на основе договора социального найма, проживающие в других районах, местностях.

Право на вступление в жилищные кооперативы предоставлено юридическим лицам, как объединениям граждан (организациям). В частности, хозяйственным товариществам и обществам, обладающим имуществом, созданным за счет вкладов учредителей (участников), а также произведенным или приобретенным в процессе деятельности, принадлежащим им на праве собственности.

Хозяйственные товарищества (полное товарищество, товарищество на вере), общества (общество с ограниченной ответственностью, общество с дополнительной ответственностью, акционерное общество), другие юридические лица (общественные организации) в интересах своих участников и членов (по обеспечению их жильем) могут вступить в жилищные кооперативы.

При этом должно соблюдаться неизменное требование: выделяемое перечисленным видам юридических лиц жилье должно использоваться по целевому назначению, для проживания граждан.

2. Малоимущие граждане, признанные по установленным правилам нуждающимися в жилых помещениях, имеют преимущественное право на вступление в жилищные кооперативы (при наличии средств), организованные при содействии органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления.

'Организованные при содействии органов', видимо, следует понимать как оказание финансовой помощи и содействия (в частности, выделение кредитов на льготных условиях).

Преимущественными правами на вступление в жилищный кооператив пользуются лица, состоящие на учете по улучшению жилищных условий, инвалиды и участники Великой Отечественной войны, семьи погибших военнослужащих и приравненные к ним лица, военнослужащие, прапорщики, мичманы и лица офицерского состава, уволенные с действительной военной службы по возрасту или по состоянию здоровья.

Другой комментарий к Статье 111 ЖК РФ

Статья 111 ЖК РФ. Право на вступление в жилищные кооперативы

Комментарий к статье 111 ЖК РФ:

1. Нормы коммент. ст. регулируют отношения, очерчивающие круг лиц, имеющих право на вступление в жилищные и жилищно-строительные кооперативы (далее по тексту коммент. гл. 11 - жилищные кооперативы). В их число законодатель включил граждан, достигших шестнадцатилетнего возраста, а также юридических лиц вне зависимости от их организационно-правовой формы. В отличие от ранее действовавших условий приема граждан в члены жилищного кооператива (ст. 113 ЖК РСФСР) снижен на два года возрастной ценз граждан, имеющих право на вступление в жилищный кооператив, а также отменены условия постоянного проживания в данном населенном пункте и нуждаемости в улучшении жилищных условий.

2. В части 2 коммент. ст. закреплена норма, указывающая на категории граждан, имеющих преимущественное право на вступление в жилищные кооперативы, которые организованы при содействии органов публичной власти.

К таким категориям согласно ст. 49 коммент. закона законодатель относит:

- малоимущих граждан, если они признаны таковыми органами местного самоуправления,

- граждан, признанных по установленным ст. 15 коммент. закона основаниям, а также по основаниям, установленным федеральным законом или законом субъекта РФ, нуждающимися в жилых помещениях.

При этом порядок признания граждан малоимущими должен быть установлен законом соответствующего субъекта РФ с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению. Порядок учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина установлен Федеральным законом от 5 апреля 2003 г. N 44-ФЗ 'О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одного проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи' (СЗ РФ. 2003. N 14. Ст. 1257). Перечень видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина, утвержден Постановлением Правительства РФ от 20 августа 2003 г. N 512.

В целях единообразного применения норм коммент. Кодекса Приказом Министерства регионального развития РФ от 25 февраля 2005 г. N 17 утверждены Методические рекомендации для органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по установлению порядка признания граждан малоимущими в целях постановки на учет и предоставления малоимущим гражданам, признанным нуждающимися в жилых помещениях, жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма (Приложение к РГ. 2005. N 12), которые носят рекомендательный характер.

В Санкт-Петербурге, например, действует Закон Санкт-Петербурга от 30 июня 2005 г. 'О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге' (информационная система 'Кодекс'). Согласно ст. 2 указанного Закона малоимущими признаются граждане, чей ежемесячный доход не превышает двукратной официально установленной в Санкт-Петербурге величины прожиточного минимума на душу населения, а стоимость находящегося в собственности и подлежащего налогообложению имущества не превышает десятикратную среднюю рыночную стоимость квадратного метра общей площади жилья в Санкт-Петербурге. При этом размер ежемесячного дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и ежемесячного дохода одиноко проживающего гражданина, а равно размер стоимости находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению имущества, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости находящегося в собственности одиноко проживающего гражданина и подлежащего налогообложению имущества определяются в соответствии с одноименными Методиками, являющимися приложениями к указанному Закону.

3. Жилищные кооперативы, организованные при содействии органов государственной власти и органов местного самоуправления, являются разновидностью жилищных кооперативов, создаваемых при финансовой, организационной и правовой поддержке государства и (или) муниципальных образований. Масштабы и характер такой поддержки коммент. Кодекс не устанавливает.

Текст статьи 111. жилищного кодекса РФ