Глава VII.1. Земельного кодекса РФ

Комментарии к главе VII.1. Земельного кодекса РФ

Комментируемая глава введена в ЗК РФ Федеральным законом от 31 декабря 2014 г. N 499-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 31.12.2014) (далее — Закон N 499-ФЗ) и вступает в силу 1 апреля 2015 г.

Введение данной главы было обусловлено недостаточностью правового регулирования процедуры изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд, что порождало большое количество проблем и споров в правоприменительной практике. Так, можно отметить правовые пробелы в части выявления правообладателей подлежащих изъятию объектов недвижимости, порядка прекращения иных вещных прав на земельные участки, уведомления заинтересованных лиц о предстоящем изъятии, возможности изъятия части земельного участка, четкого порядка определения размера возмещения, перечня расходов, включаемых в выкупную цену, и т.п. <1>. Ранее действовавшая ст. 55 ЗК РФ содержала, по сути, только отсылку к гражданскому законодательству.

--------------------------------

<1> Например, требование о государственной регистрации решения об изъятии земельного участка и (или) расположенных на нем недвижимых объектов (п. 4 ст. 279 ГК РФ) привело к возникновению спора — подлежит ли регистрации решение как ненормативный акт уполномоченного органа власти либо ограничение (обременения) прав собственника и иных правообладателей на земельный участок и (или) расположенные на нем недвижимые объекты (Постановление ФАС Уральского округа от 17 апреля 2007 г. N Ф09-2599/07-С6, Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 3 августа 2007 г. N Ф08-4092/2007 и др.).


Все это привело к тому, что для решения наиболее важных государственных задач принимались специальные федеральные законы <1>, устанавливающие правила изъятия, отличные от общих положений гражданского и земельного законодательства. Такой подход к регулированию навряд ли можно признать эффективным и целесообразным.

--------------------------------

<1> См., например: Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. N 310-ФЗ «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (СЗ РФ. 2007. N 49. Ст. 6071); Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 43-ФЗ «Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации — городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (СЗ РФ. 2013. N 14. Ст. 1651); Федеральный закон от 7 июня 2013 г. N 108-ФЗ «О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (СЗ РФ. 2013. N 23. Ст. 2866); Федеральный закон от 29 декабря 2014 г. N 473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации» (РГ. 2014. N 299).


В целях создания универсальной процедуры, позволяющей обеспечить баланс между решением государственных и муниципальных задач и обеспечением прав и законных интересов правообладателей изымаемой недвижимости, в комментируемой главе были детально регламентированы вопросы, связанные с изъятием земельных участков для государственных или муниципальных нужд, начиная от подачи ходатайства об изъятии и заканчивая регистрацией перехода прав на изъятый земельный участок.

Глава VII.1. Земельного кодекса РФ