Комментарии к главе VII.1. земельного кодекса РФ
Комментируемая глава введена в ЗК РФ Федеральным законом от 31 декабря 2014 г. N
Введение данной главы было обусловлено недостаточностью правового регулирования процедуры изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд, что порождало большое количество проблем и споров в правоприменительной практике. Так, можно отметить правовые пробелы в части выявления правообладателей подлежащих изъятию объектов недвижимости, порядка прекращения иных вещных прав на земельные участки, уведомления заинтересованных лиц о предстоящем изъятии, возможности изъятия части земельного участка, четкого порядка определения размера возмещения, перечня расходов, включаемых в выкупную цену, и т.п. <1>. Ранее действовавшая ст. 55 ЗК РФ содержала, по сути, только отсылку к гражданскому законодательству.
--------------------------------
<1> Например, требование о государственной регистрации решения об изъятии земельного участка и (или) расположенных на нем недвижимых объектов (п. 4 ст. 279 ГК РФ) привело к возникновению спора — подлежит ли регистрации решение как ненормативный акт уполномоченного органа власти либо ограничение (обременения) прав собственника и иных правообладателей на земельный участок и (или) расположенные на нем недвижимые объекты (Постановление ФАС Уральского округа от 17 апреля 2007 г. N Ф09-2599/07-С6, Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 3 августа 2007 г. N Ф08-4092/2007 и др.).
Все это привело к тому, что для решения наиболее важных государственных задач принимались специальные федеральные законы <1>, устанавливающие правила изъятия, отличные от общих положений гражданского и земельного законодательства. Такой подход к регулированию навряд ли можно признать эффективным и целесообразным.
--------------------------------
<1> См., например: Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. N
В целях создания универсальной процедуры, позволяющей обеспечить баланс между решением государственных и муниципальных задач и обеспечением прав и законных интересов правообладателей изымаемой недвижимости, в комментируемой главе были детально регламентированы вопросы, связанные с изъятием земельных участков для государственных или муниципальных нужд, начиная от подачи ходатайства об изъятии и заканчивая регистрацией перехода прав на изъятый земельный участок.