Глава V.1. Земельного кодекса РФ

Комментарии к главе V.1. Земельного кодекса РФ

Глава «Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности» была введена в ЗК РФ Законом N 171-ФЗ и вступила в силу с 1 марта 2015 г. При этом порядок предоставления земельных участков претерпел существенные изменения. В качестве наиболее значимых новелл можно выделить следующие. Во-первых, законодатель отказался от существующего двойственного подхода к регулированию процедур предоставления земельных участков в зависимости от цели такого предоставления (для строительства и для целей, не связанных со строительством) <1>. Во-вторых, предусмотрен переход к основному способу предоставления земельных участков — по результатам аукционов по продаже земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, или аукционов на право заключения договоров аренды таких земельных участков. Исключения из данного правила предусмотрены непосредственно в ЗК РФ <2>. В-третьих, четко определено, на каком праве предоставляется земельный участок без проведения торгов (аренда, собственность, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование), а также в каких случаях предоставление в собственность осуществляется на основании договора купли-продажи земельного участка, а в каких — бесплатно на основании решения уполномоченного органа. Таким образом, можно констатировать, что ЗК РФ стал действительно кодифицирующим актом в данной сфере. В-четвертых, комментируемой главой детально урегулированы процедурные вопросы проведения аукционов по продаже земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, аукционов на право заключения договоров аренды таких земельных участков, а также предоставления земельных участков без проведения торгов. Такой подход представляется оправданным, поскольку именно недостаточное правовое регулирование указанных вопросов приводило к неоднозначному пониманию и применению норм на практике, а соответственно и к злоупотреблениям как со стороны органов власти, так и со стороны граждан и юридических лиц. В-пятых, положения комментируемой главы предусматривают возможность заинтересованных лиц обращаться с заявлением о проведении аукционов или предоставлении без торгов земельных участков, в том числе подлежащих образованию, и обязанность уполномоченных органов отреагировать на такое заявление. При этом установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа, т.е. положения комментируемой статьи направлены на создание условий для вовлечения земельных участков в оборот. Таким образом, положения комментируемой главы направлены на устранение многочисленных проблем в области предоставления земельных участков, выявленных в ходе правоприменительной практики, а также на обеспечение максимальной прозрачности, понятности и объективности соответствующих процедур.

--------------------------------

<1> Отказ от разных процедур означает наличие общих подходов к предоставлению земельных участков, но не исключает установление тех или иных особенностей (например, в части содержания извещения о проведении аукциона необходимости получения технических условий подключения к сетям инженерно-технического обеспечения и др.).

<2> Статья 34 Закона N 171-ФЗ также предусматривает ряд переходных положений, позволяющих реализовать возможность предоставления без проведения торгов земельного участка лицу, по заявлению которого до 1 марта 2015 г. были начаты соответствующие процедуры (например, принято решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории в целях его предоставления для целей, не связанных со строительством, или в целях предоставления такого земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности, на основании заявления гражданина опубликовано сообщение о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельного участка для индивидуального жилищного строительства).

Глава V.1. Земельного кодекса РФ