Комментарии к статье 85. земельного кодекса РФ
Указанные виды территориальных зон, а также допустимые к размещению в таких зонах объекты в целом идентичны положениям ст. 35 ГрК РФ. Вместе с тем ГрК РФ предусматривает установление территориальных зон применительно ко всей территории поселения, городского округа, а не только к территории населенного пункта. Перечень территориальных зон, предусмотренных комментируемой статьей (как и в ГрК РФ), не является закрытым.
Как отмечено в Постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 15 июня 2012 г. по делу N А19-13681/2011, отнесение земельного участка к землям населенных пунктов не свидетельствует о возможности его сплошной застройки, поскольку такие земли предназначены еще и для развития населенных пунктов, не предполагающего осуществления строительства.
Границы территориальных зон устанавливаются на картах градостроительного зонирования, являющихся частью правил землепользования и застройки (ч. ч. 2, 4 ст. 30 ГрК РФ).
Подготовка проекта правил землепользования и застройки осуществляется с учетом положений о территориальном планировании, содержащихся в документах территориального планирования, с учетом требований технических регламентов, результатов публичных слушаний и предложений заинтересованных лиц. Правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления поселения, городского округа, а в случае подготовки правил землепользования и застройки применительно к межселенной территории — органом местного самоуправления муниципального района <1> (ч. 3 ст. 31, ч. 1 ст. 32 ГрК РФ). Правила землепользования и застройки субъектов Российской Федерации — городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя утверждаются нормативными правовыми актами высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации — городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя (ч. 4.1 ст. 63 ГрК РФ (в ред. от 3 июля 2016 г. N
--------------------------------
<1> Об особенностях осуществления полномочий органами местного самоуправления в области градостроительной деятельности см. сноску к комментарию ст. 84 ЗК РФ.
Порядок установления территориальных зон определен ст. 34 ГрК РФ, согласно п. 1 которой границы территориальных зон устанавливаются с учетом:
1) возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков;
2) функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом поселения, городского округа, схемой территориального планирования муниципального района;
3) определенных ГрК РФ территориальных зон;
4) сложившейся планировки территории и существующего землепользования;
5) планируемых изменений границ земель различных категорий;
6) предотвращения возможности причинения вреда объектам капитального строительства, расположенным на смежных земельных участках;
7) историко-культурного опорного плана исторического поселения федерального значения или историко-культурного опорного плана исторического поселения регионального значения.
В соответствии со ст. ст. 7, 10 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» сведения о территориальных зонах подлежат включению в Реестр границ, являющийся частью Единого государственного реестра недвижимости. До 1 января 2017 г. в соответствии со ст. 10 Закона N
Установленные п. п. 2 — 4 комментируемой статьи требования к границам территориальных зон, положения о градостроительном регламенте, об объектах недвижимости, не соответствующих градостроительному регламенту, получили развитие и уточнение в ГрК РФ (п. п. 4, 6 ст. 30, ст. ст. 36, 37) (также см. комментарий к ст. 7 ЗК РФ).
Согласно п. 3 комментируемой статьи правообладатели земельных участков могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования. Статья 37 ГрК РФ уточняет данное правило, предусматривая, что основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.
Вместе с тем, как отмечено в Постановлении Президиума ВАС РФ от 25 июня 2013 г. N 1756/13 по делу N А35-765/2012, положения законодательства о градостроительной деятельности и земельного законодательства, предоставляющие арендатору право на самостоятельный выбор вида разрешенного использования земельного участка из указанных в градостроительном регламенте, могут быть реализованы только с учетом положений гражданского законодательства, предусматривающих необходимость соблюдения прав и обязанностей сторон договора аренды.
В связи с наличием договорных отношений с собственником земли изменение использования земельного участка (в рамках видов, предусмотренных градостроительным регламентом) предполагает изменение соответствующего договора и невозможно без изменения такого договора. Арендатор не вправе изменять договор в одностороннем порядке и не может обязать арендодателя изменить вид разрешенного использования арендованного земельного участка по выбору арендатора.
Воля арендатора как обладателя обязательственного права, направленная на использование земельного участка иным образом, нежели установленный в договоре, в том числе и посредством изменения вида разрешенного использования земельного участка, не является абсолютной и не может ущемлять права собственника земельного участка. Иное толкование положений ст. 85 ЗК РФ противоречило бы фундаментальным положениям гражданского законодательства о правах собственника и необоснованно ограничивало бы его права.
Законом N
Следует также отметить, что п. 17 ст. 39.8 ЗК РФ установлен запрет на внесение изменений в договоры аренды земельных участков, заключенные по результатам аукционов, в части изменения видов разрешенного использования (подробнее см. комментарий к ст. ст. 7, 39.8 ЗК РФ).
Так, если ранее предусматривалось, что пригородная зона — это территория, которая предназначена для развития города, размещения промышленных, коммунальных и складских объектов, объектов инженерной, транспортной инфраструктур, садоводческих и дачных кооперативов, мест отдыха населения, а также для ведения сельского хозяйства и выполнения защитных и санитарно-гигиенических функций, и, соответственно, генеральные планы городов должны были также разрабатываться вместе с их пригородными зонами, то согласно ГрК РФ орган местного самоуправления должен планировать развитие всей территории муниципального образования, т.е. как в пределах черты населенного пункта, так и за чертой населенного пункта в границах муниципального образования. В связи с этим из законодательства о градостроительной деятельности было исключено понятие пригородной зоны, вопросам регулирования которого посвящалась глава 9 ГрК РФ 1998 г.