Текст статьи 80. Земельного кодекса РФ

Комментарии к статье 80. Земельного кодекса РФ

Комментируемая статья предусматривает создание фонда перераспределения земель, при этом указывая как цели его создания, так и источники формирования фонда. Следует отметить, что понятие фонда перераспределения земель было введено с принятием Указа Президента РФ от 27 декабря 1991 г. N 323 «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР» <1>, согласно которому в такие фонды включались земельные участки, остающиеся после бесплатной передачи земель работникам сельскохозяйственных предприятий. Согласно п. 10 Положения о реорганизации колхозов, совхозов и приватизации государственных сельскохозяйственных предприятий, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 4 сентября 1992 г. N 708 <2>, при определении земельной доли (пая) земельные участки, включенные в фонд перераспределения земель, не учитывались.

--------------------------------

<1> Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1992. N 1. Ст. 53.

<2> РГ. 1992. 24 сент. N 211.


В соответствии с п. 11 ст. 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» со дня введения в действие ЗК РФ в фонд перераспределения земель включаются все земли, находившиеся на день введения в действие ЗК РФ в образованных в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 323 «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР» фондах перераспределения земель.

В целом цели создания фонда перераспределения земель охватывают основные виды деятельности в области сельского хозяйства, что позволяет сельскохозяйственным товаропроизводителям приобретать включенные в фонд земельные участки для сельскохозяйственного производства. Вместе с тем правовой режим земель фонда позволяет также предоставлять включенные в него земельные участки гражданам для личных нужд (сенокошение, выпас скота, ведение личного подсобного хозяйства, садоводства). Независимо от того, включены земельные участки сельскохозяйственного назначения или нет, такие земельные участки предоставляются гражданам и юридическим лицам по общим правилам, предусмотренным ЗК РФ и Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», что подтверждается отсутствием законодательно установленных особенностей предоставления заинтересованным лицам земельных участков, включенных в фонд перераспределения земель.

Как видно из п. 2 комментируемой статьи, в фонд могут поступать только те земельные участки, которые приобретены Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием на праве собственности.

Так, например, согласно п. 14 ст. 6 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» земельный участок сельскохозяйственного назначения, изъятый в связи с его ненадлежащим использованием, может быть приобретен в государственную или муниципальную собственность в случае, если публичные торги по продаже этого земельного участка признаны несостоявшимися. Согласно ст. 8 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» субъект Российской Федерации или в случаях, установленных законом субъекта Российской Федерации, муниципальное образование имеют преимущественное право покупки такого земельного участка по цене, за которую он продается, за исключением случаев продажи с публичных торгов. В соответствии с п. 1.1 ст. 19 ЗК РФ предусматривается, что, если иное не предусмотрено другими федеральными законами, земельный участок, от права собственности на который собственник отказался, является с даты государственной регистрации прекращения права собственности на него собственностью городского округа, городского или сельского поселения либо в случае расположения такого земельного участка на межселенной территории собственностью муниципального района по месту расположения земельного участка. Согласно п. 2 ст. 1151 ГК РФ в порядке наследования по закону в собственность городского или сельского поселения, муниципального района (в части межселенных территорий) либо городского округа переходит выморочное имущество, находящееся на соответствующей территории, в том числе земельный участок, а также расположенные на нем здания, сооружения, иные объекты недвижимого имущества.

Одними из целей включения земельных участков в фонд перераспределения земель наряду с обеспечением земельными участками лиц, заинтересованных в их использовании по целевому назначению, являются также сохранение этих земельных участков и недопущение изменения их разрешенного использования и перевода в земли иных категорий вопреки интересам сельского хозяйства.

Пункт 4 комментируемой статьи закрепляет принцип общедоступности сведений о наличии земель в фонде перераспределения. Однако ни ЗК РФ, ни другие федеральные законы не содержат порядка опубликования сведений о земельных участках, включенных в фонд перераспределения земель, а также не определяют состав таких сведений. При этом следует отметить, что ранее п. 16 Указа Президента РФ от 27 декабря 1991 г. N 323 «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР» предусматривалась обязанность Комитета по земельной реформе и земельным ресурсам Министерства сельского хозяйства РСФСР систематически готовить каталоги земель, находящихся в фонде перераспределения, публиковать их, организовать рекламу в средствах массовой информации, оказывать содействие в переселении граждан, желающих и способных создать крестьянские хозяйства.

Вместе с тем, согласно подп. «в» п. 2 Положения о представлении в федеральный орган исполнительной власти (его территориальные органы), уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления дополнительных сведений, воспроизводимых на публичных кадастровых картах, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 апреля 2016 г. N 322 <1>, в качестве дополнительных сведений для воспроизведения на публичных кадастровых картах уполномоченными органами в орган регистрации прав могут предоставляться сведения о земельных участках, свободных от прав третьих лиц, на которых отсутствуют объекты капитального строительства.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2016. N 17. Ст. 2417.


В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» публичные кадастровые карты предназначены для использования неограниченным кругом лиц.

Текст статьи 80. Земельного кодекса РФ