Комментарии к статье 77. земельного кодекса РФ
Комментируемая статья определяет земли сельскохозяйственного назначения, устанавливая, что такие земли должны находиться за границами населенного пункта, а также быть предоставлены для нужд сельского хозяйства либо предназначаться для этих целей.
Невозможность нахождения земель сельскохозяйственного назначения в границах населенных пунктов вытекает из положений п. 2 ст. 83 ЗК РФ, предусматривающих, что границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий. Вместе с тем согласно ч. 10 ст. 35 ГрК РФ в границах населенных пунктов также могут выделяться зоны сельскохозяйственного использования (в том числе зоны сельскохозяйственных угодий), а также зоны, занятые объектами сельскохозяйственного назначения и предназначенные для ведения сельского хозяйства, дачного хозяйства, садоводства, развития объектов сельскохозяйственного назначения.
В Федеральном законе от 29 декабря 2006 г. N
--------------------------------
<1> Крассов О.И., Голышев Н.А. О понятии земель сельскохозяйственного назначения // Экологическое право. 2010. N 1.
Как следует из Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ от 30 января 2010 г. <1>, сельское хозяйство наряду с рыбным хозяйством и пищевой промышленностью играет определяющую роль в обеспечении продовольственной безопасности страны. В этой связи Федеральный закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» в качестве одного из главных принципов оборота земель сельскохозяйственного назначения устанавливает принцип сохранения целевого использования земельных участков.
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2010. N 5. Ст. 502.
Особая значимость земель сельскохозяйственного назначения проявилась в связи с необходимостью решения на государственном уровне проблемы импортозамещения.
В частности, Президент Российской Федерации В.В. Путин в Послании Федеральному Собранию указал: «Нужно ввести в оборот миллионы гектаров пашни, которые сейчас простаивают, находятся в руках крупных землевладельцев, причем заниматься сельским хозяйством многие из них не спешат». Кроме того, Президентом России было высказано предложение «изымать у недобросовестных владельцев сельхозземли, которые используются не по назначению, и продавать их на аукционе тем, кто хочет и может возделывать землю».
Результатом реализации Послания Президента Федеральному Собранию явилось принятие Федерального закона от 3 июля 2016 г. N
Федеральный закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» регулирует отношения, связанные с владением, пользованием, распоряжением земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, устанавливает правила и ограничения, применяемые к обороту земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения — сделкам, результатом совершения которых является возникновение или прекращение прав на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения и доли в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, определяет условия предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также изъятия их в государственную или муниципальную собственность. При этом действие данного Федерального закона не распространяется на относящиеся к землям сельскохозяйственного назначения садовые, огородные, дачные земельные участки, земельные участки, предназначенные для ведения личного подсобного хозяйства, гаражного строительства (в том числе индивидуального гаражного строительства), а также на земельные участки, на которых расположены объекты недвижимого имущества. Оборот указанных земельных участков регулируется ЗК РФ.
В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются не только земли, непосредственно используемые для сельскохозяйственного производства, но и земли, предназначенные для размещения объектов, необходимых для обеспечения производственного процесса (зданий, строений, сооружений, используемых для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции, дорог, коммуникаций, водных объектов), а также предназначенные для защиты сельскохозяйственных земель от различных негативных (вредных) явлений.
Так, например, в соответствии с п. 2 ст. 11 Федерального закона «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» для строительства зданий, строений и сооружений, необходимых для осуществления фермерским хозяйством его деятельности, могут предоставляться и приобретаться земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения и земель иных категорий.
Исходя из ч. 1 ст. 63 ЛК РФ для создания защитных лесов осуществляется лесоразведение. Согласно п. 2 Правил лесоразведения, утвержденных Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 10 января 2012 г. N 1 <1>, к лесоразведению относится и создание защитных лесных насаждений на землях сельскохозяйственного назначения. Пунктом 7 указанных Правил предусматривается, что процесс создания и выращивания лесных насаждений в целях лесоразведения включает: определение местоположения и площади земельных участков, предназначенных для лесоразведения; предварительную подготовку земельного участка для последующего выполнения работ по созданию лесных насаждений; обработку почвы; определение оптимального состава древесных и кустарниковых пород в создаваемых лесных насаждениях, размещения и количества посадочных или посевных мест; посадку или посев древесных и кустарниковых растений; уход за высаженными растениями или их всходами (при посеве).
--------------------------------
<1> Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2012. N 21.
В соответствии с п. 2 ст. 3.1 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N