Комментарии к статье 71. земельного кодекса РФ
Комментируемая статья раскрывает понятие государственного земельного надзора, которое было изменено с принятием Федерального закона от 21 июля 2014 г. N
--------------------------------
<1> Калугина О.В. Административно-правовое регулирование государственного земельного контроля // Административное и муниципальное право. 2011. N 3.
<2> См.: Пояснительная записка к проекту Федерального закона N
<3> Подпункт «д» пункта 2 Перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания президиума Государственного совета Российской Федерации 9 октября 2012 г. // Официальный сайт Президента России: www.kremlin.ru.
Представляется, что положения Федерального закона от 21 июля 2014 г. N
В числе прочего комментируемой статьей дается определение государственного земельного надзора, которое соответствует общему определению государственного надзора, данному в Федеральном законе от 26 декабря 2008 г. N
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2008. N 52. Ст. 6249.
Так, в частности, деятельность органов, уполномоченных на осуществление государственного земельного надзора, может быть направлена на предупреждение, выявление и пресечение только тех нарушений, за совершение которых законом предусмотрена ответственность, что исключает возможность принятия указанными органами каких-либо решений по нарушениям, состав которых не описан в законодательстве и за которые не предусматривается какой-либо ответственности. Например, КоАП предусматривает ответственность за самовольное занятие земельного участка (ст. 7.1), использование земельного участка на праве постоянного (бессрочного) пользования юридическим лицом, не выполнившим в установленный федеральным законом срок обязанности по переоформлению такого права на право аренды земельного участка или по приобретению этого земельного участка в собственность (ст. 7.34), порчу земель (ст. 8.6), невыполнение обязанностей по рекультивации земель, обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв (ст. 8.7), использование земельных участков не по целевому назначению, невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению (ст. 8.8). Кроме того, согласно п. 3 комментируемой статьи предметом проверок при осуществлении государственного земельного надзора могут являться не только земельные участки, но и другие объекты земельных отношений, к числу которых также относятся земля и части земельных участков <1>.
--------------------------------
<1> Судебная практика указывает, что в случае, если нарушение допущено в отношении части земельного участка, оно расценивается как нарушение в отношении всего земельного участка (см., например, Постановление Президиума ВАС РФ от 18 июня 2013 г. N 71/13).
Пункт 5 комментируемой статьи наделяет должностных лиц органов государственного земельного надзора широкими полномочиями при осуществлении их деятельности. Такие должностные лица имеют право беспрепятственно получать доступ на земельные участки и осматривать их, что в значительной степени должно обеспечивать принятие объективных решений по конкретным правонарушениям.
Как усматривается из положений комментируемой статьи, применяемых в совокупности с нормами ст. ст. 45 — 47 ЗК РФ, а также ст. ст. 284, 285 ГК РФ, ст. 6 Федерального закона от 24 июля 2002 г. N
Положение о государственном земельном надзоре утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 января 2015 г. N 1. В частности, данным Положением разграничены полномочия Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору и Федеральной службы по надзору в сфере природопользования.