Текст статьи 56.6. земельного кодекса РФ

Комментарии к статье 56.6. земельного кодекса РФ

Комментируемая статья устанавливает правила принятия решения об изъятии земельного участка, требования к его содержанию <1>.

--------------------------------

<1> Следует отметить, что по итогам анализа вопросов, связанных с процедурой изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд, Минэкономразвития России утвердило Рекомендации по применению Федерального закона от 31 декабря 2014 г. N 499-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (http://economy.gov.ru 11.12.2015).


Законодательное закрепление указанных вопросов направлено на обеспечение единой правоприменительной практики. В качестве наиболее значимых необходимо отметить следующие положения.

Во-первых, предусмотрена возможность принятия решений об изъятии земельных участков, которые еще предстоит образовать. В этом случае, если предстоит образование земельного участка в соответствии со схемой расположения земельного участка, решением об изъятии утверждается также данная схема. Принятие иных решений в целях образования земельного участка не требуется.

Во-вторых, допускается поэтапное изъятие земельных участков в границах зоны планируемого размещения объектов федерального, регионального или местного значения, что особенно актуально при размещении протяженных линейных объектов.

В-третьих, решение об изъятии принимается в отношении не только земельных участков, но и расположенных на них объектов недвижимого имущества. При этом отчуждение зданий, сооружений, помещений, расположенных в таких зданиях, сооружениях, объектов незавершенного строительства в связи с изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется по правилам, предусмотренным для изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд (п. 3 ст. 239.2 ГК РФ).

Законодательно также закреплено, что при изъятии земельных участков для государственных и муниципальных нужд не изымаются расположенные на таких участках сооружения (в том числе строительство которых не завершено), размещение которых не противоречит цели изъятия (прежде всего имеются в виду сети инженерно-технического обеспечения). Такие сооружения, а также право, на котором правообладатель такого сооружения вправе использовать подлежащий изъятию земельный участок, указываются в соглашении об изъятии (подп. 8 п. 1 ст. 56.9 ЗК РФ).

Пункт 7 комментируемой статьи определяет случаи, при которых решение об изъятии не может быть принято. Все эти случаи можно свести к следующему: отсутствуют граждане и юридические лица — правообладатели земельных участков и расположенных на них иных объектов недвижимого имущества, у которых предстоит изъять земельный участок. Так, если земельный участок относится к имуществу казны, его предоставление должно осуществляться для государственных или муниципальных нужд по общим правилам. Если земельный участок и расположенные на нем здания, сооружения являются выморочным имуществом, то в соответствии со ч. 3 ст. 1151 ГК РФ в порядке наследования по закону они переходят в муниципальную собственность. Если на земельном участке, находящемся в государственной неразграниченной собственности и не обремененном правами третьих лиц, находятся бесхозяйные здания, сооружения, то право публичной собственности на них признается в судебном порядке с учетом особенностей, предусмотренных п. 10 ст. 56.5 ЗК РФ.

Пункт 10 комментируемой статьи определяет круг лиц, которым направляется копия принятого решения об изъятии. Также устанавливается обязанность уполномоченного органа осуществить размещение решения об изъятии на своем официальном сайте в сети Интернет и обеспечить опубликование решения в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа (муниципального района в случае, если земельные участки, подлежащие изъятию, расположены на межселенной территории) по месту нахождения земельных участков, подлежащих изъятию.

Следует отметить, что законодатель большое внимание уделил регулированию вопроса о порядке и способах информирования о принятом решении правообладателей изымаемой недвижимости, а также определил момент, с которого правообладатель изымаемой недвижимости считается уведомленным о принятом решении.

Такое подробное регулирование связано с тем, что с моментом уведомления связаны определенные юридические последствия. Так, со дня уведомления о принятом решении об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд у правообладателей подлежащей изъятию недвижимости возникает риск отнесения на них затрат и убытков, связанных со строительством, с реконструкцией зданий, сооружений, осуществлением неотделимых улучшений (ст. 280 ГК РФ) <1>.

--------------------------------

<1> Ранее действующее законодательство, по факту не регулируя способы, порядок уведомления, связывало с ним гораздо больше юридических последствий, например срок, по истечении которого возможно принудительное изъятие земельного участка (п. 3 ст. 279 ГК РФ (в ред. до принятия Закона N 499-ФЗ)); срок, в течение которого возможно предъявить в суд иск о выкупе земельного участка для государственных или муниципальных нужд (ст. 282), а также право на оспаривание решения об изъятии, возможность приостановления его государственной регистрации. Так, если иск о выкупе земельного участка предъявлен до истечения одного года с момента получения собственником земельного участка уведомления о принятии решения об изъятии либо позднее двух лет с момента его направления собственнику, исковое требование указанных органов не подлежит удовлетворению (п. 27 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 11 «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства» // Вестник ВАС РФ. 2005. N 5).


Абзацем первым п. 11 комментируемой статьи предусмотрено, что в случае возврата отправителю в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 г. N 176-ФЗ «О почтовой связи» заказного письма с копией решения об изъятии правообладатель считается уведомленным о принятом решении. Как отмечено в Обзоре судебной практики по делам, связанным с изъятием для государственных или муниципальных нужд земельных участков в целях размещения объектов транспорта, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 10 декабря 2015 г. (Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 2016. N 4), уклонение или отказ правообладателя земельного участка от получения направленного по его месту жительства письменного уведомления о принятом решении об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд не являются основанием для отказа в принудительном отчуждении земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Отсутствие надлежащего контроля за поступающей по месту регистрации и месту фактического проживания ответчика корреспонденцией является риском для него самого, все неблагоприятные последствия которого несет правообладатель земельного участка, и не свидетельствует о неисполнении или ненадлежащем исполнении истцом своей обязанности по уведомлению правообладателя в письменной форме о принятом решении об изъятии земельного участка.

Подпункт 4 п. 10 комментируемой статьи предусматривает обязанность направить копию решения об изъятии в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество. Вместе с тем ст. 279 ГК РФ (в ред. Закона N 499-ФЗ) не предусматривает, как раньше, необходимость государственной регистрации принятого решения об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в органе, осуществляющем регистрацию прав на земельный участок. Это связано с тем, что зачастую такая регистрация просто невозможна в связи с отсутствием зарегистрированных прав на земельный участок.

Однако, учитывая необходимость защиты прав и законных интересов лиц, намеревающихся приобрести права на объекты недвижимого имущества, в отношении которых принято решение об изъятии для государственных или муниципальных нужд, в ст. 12 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» была включена норма о внесении в ЕГРП соответствующей записи при поступлении в орган по государственной регистрации решения об изъятии земельного участка и (или) расположенного на нем объекта недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд. Такая запись вносится в случаях и в порядке, которые установлены органом нормативно-правового регулирования в сфере государственной регистрации прав, и подлежит исключению из ЕГРП по истечении трех лет со дня принятия такого решения. Кроме того, сведения о наличии решения об изъятии объекта недвижимости для государственных или муниципальных нужд должны включаться в выписку из ЕГРП. Аналогичные нормы нашли отражение и в Федеральном законе от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (п. 8 ч. 3 ст. 9, ч. 8 ст. 60), Приказе Минэкономразвития России от 20 июня 2016 г. N 378 «Об утверждении отдельных форм выписок из Единого государственного реестра недвижимости, состава содержащихся в них сведений и порядка их заполнения, а также требований к формату документов, содержащих сведения Единого государственного реестра недвижимости и предоставляемых в электронном виде, определении видов предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, и о внесении изменений в Порядок предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости» (Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 26.08.2016) (раздел 2 выписки из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости).

Пункт 13 комментируемой статьи устанавливает срок действия решения об изъятии. Ранее законодательно такой срок не устанавливался, однако ограничивался срок, в течение которого мог быть предъявлен в суд иск о выкупе земельного участка, — в течение трех лет с момента направления собственнику участка уведомления об изъятии земельного участка (ст. 282 ГК РФ (в ред. до Федерального закона от 31 декабря 2014 г. N 499-ФЗ)). Вместе с тем юридический статус решения об изъятии по истечении указанного срока являлся неурегулированным.

Пункт 14 комментируемой статьи предусматривает возможность обжалования решения об изъятии в суде. Это положение имеет большое значение, поскольку означает право заинтересованных лиц обжаловать не только условия выкупа, но и сам факт принятия решения — обоснованность, отсутствие иных вариантов размещения объектов федерального, регионального или местного значения.

Текст статьи 56.6. земельного кодекса РФ