Комментарии к статье 56.6. земельного кодекса РФ
Комментируемая статья устанавливает правила принятия решения об изъятии земельного участка, требования к его содержанию <1>.
--------------------------------
<1> Следует отметить, что по итогам анализа вопросов, связанных с процедурой изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд, Минэкономразвития России утвердило Рекомендации по применению Федерального закона от 31 декабря 2014 г. N
Законодательное закрепление указанных вопросов направлено на обеспечение единой правоприменительной практики. В качестве наиболее значимых необходимо отметить следующие положения.
Во-первых, предусмотрена возможность принятия решений об изъятии земельных участков, которые еще предстоит образовать. В этом случае, если предстоит образование земельного участка в соответствии со схемой расположения земельного участка, решением об изъятии утверждается также данная схема. Принятие иных решений в целях образования земельного участка не требуется.
Во-вторых, допускается поэтапное изъятие земельных участков в границах зоны планируемого размещения объектов федерального, регионального или местного значения, что особенно актуально при размещении протяженных линейных объектов.
В-третьих, решение об изъятии принимается в отношении не только земельных участков, но и расположенных на них объектов недвижимого имущества. При этом отчуждение зданий, сооружений, помещений, расположенных в таких зданиях, сооружениях, объектов незавершенного строительства в связи с изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется по правилам, предусмотренным для изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд (п. 3 ст. 239.2 ГК РФ).
Законодательно также закреплено, что при изъятии земельных участков для государственных и муниципальных нужд не изымаются расположенные на таких участках сооружения (в том числе строительство которых не завершено), размещение которых не противоречит цели изъятия (прежде всего имеются в виду сети инженерно-технического обеспечения). Такие сооружения, а также право, на котором правообладатель такого сооружения вправе использовать подлежащий изъятию земельный участок, указываются в соглашении об изъятии (подп. 8 п. 1 ст. 56.9 ЗК РФ).
Пункт 7 комментируемой статьи определяет случаи, при которых решение об изъятии не может быть принято. Все эти случаи можно свести к следующему: отсутствуют граждане и юридические лица — правообладатели земельных участков и расположенных на них иных объектов недвижимого имущества, у которых предстоит изъять земельный участок. Так, если земельный участок относится к имуществу казны, его предоставление должно осуществляться для государственных или муниципальных нужд по общим правилам. Если земельный участок и расположенные на нем здания, сооружения являются выморочным имуществом, то в соответствии со ч. 3 ст. 1151 ГК РФ в порядке наследования по закону они переходят в муниципальную собственность. Если на земельном участке, находящемся в государственной неразграниченной собственности и не обремененном правами третьих лиц, находятся бесхозяйные здания, сооружения, то право публичной собственности на них признается в судебном порядке с учетом особенностей, предусмотренных п. 10 ст. 56.5 ЗК РФ.
Пункт 10 комментируемой статьи определяет круг лиц, которым направляется копия принятого решения об изъятии. Также устанавливается обязанность уполномоченного органа осуществить размещение решения об изъятии на своем официальном сайте в сети Интернет и обеспечить опубликование решения в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа (муниципального района в случае, если земельные участки, подлежащие изъятию, расположены на межселенной территории) по месту нахождения земельных участков, подлежащих изъятию.
Следует отметить, что законодатель большое внимание уделил регулированию вопроса о порядке и способах информирования о принятом решении правообладателей изымаемой недвижимости, а также определил момент, с которого правообладатель изымаемой недвижимости считается уведомленным о принятом решении.
Такое подробное регулирование связано с тем, что с моментом уведомления связаны определенные юридические последствия. Так, со дня уведомления о принятом решении об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд у правообладателей подлежащей изъятию недвижимости возникает риск отнесения на них затрат и убытков, связанных со строительством, с реконструкцией зданий, сооружений, осуществлением неотделимых улучшений (ст. 280 ГК РФ) <1>.
--------------------------------
<1> Ранее действующее законодательство, по факту не регулируя способы, порядок уведомления, связывало с ним гораздо больше юридических последствий, например срок, по истечении которого возможно принудительное изъятие земельного участка (п. 3 ст. 279 ГК РФ (в ред. до принятия Закона N
Абзацем первым п. 11 комментируемой статьи предусмотрено, что в случае возврата отправителю в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 г. N
Подпункт 4 п. 10 комментируемой статьи предусматривает обязанность направить копию решения об изъятии в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество. Вместе с тем ст. 279 ГК РФ (в ред. Закона N
Однако, учитывая необходимость защиты прав и законных интересов лиц, намеревающихся приобрести права на объекты недвижимого имущества, в отношении которых принято решение об изъятии для государственных или муниципальных нужд, в ст. 12 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N
Пункт 13 комментируемой статьи устанавливает срок действия решения об изъятии. Ранее законодательно такой срок не устанавливался, однако ограничивался срок, в течение которого мог быть предъявлен в суд иск о выкупе земельного участка, — в течение трех лет с момента направления собственнику участка уведомления об изъятии земельного участка (ст. 282 ГК РФ (в ред. до Федерального закона от 31 декабря 2014 г. N
Пункт 14 комментируемой статьи предусматривает возможность обжалования решения об изъятии в суде. Это положение имеет большое значение, поскольку означает право заинтересованных лиц обжаловать не только условия выкупа, но и сам факт принятия решения — обоснованность, отсутствие иных вариантов размещения объектов федерального, регионального или местного значения.