Комментарии к статье 39.30. земельного кодекса РФ
Предпосылкой к законодательному закреплению необходимости передачи земельных участков из федеральной собственности в государственную собственность субъектов РФ и в муниципальную собственность явился факт нахождения в собственности РФ земельных участков, не используемых в целях, непосредственно связанных с полномочиями РФ в различных государственных сферах <1>.
--------------------------------
<1> См.: рекомендации парламентских слушаний на тему: «О проекте Федерального закона N
До введения в ЗК РФ главы V.1, предусматривающей условия и порядок безвозмездной передачи земельных участков, находящихся в федеральной собственности, в муниципальную собственность или в собственность субъектов РФ, законодатель регулировал вопросы передачи земельных участков от одного публичного собственника другому применительно к конкретному виду таких земельных участков <1> либо исходя из того, что земельные участки, находящиеся в публичной собственности, используются органом государственной власти или органом местного самоуправления другого уровня <2> для реализации своих полномочий <3>.
--------------------------------
<1> Например, в соответствии с Федеральным законом от 8 декабря 2011 г. N
<2> См.: ч. 11 ст. 154 Федерального закона от 22 августа 2004 г. N
<3> Как отмечено в Постановлении Конституционного Суда РФ от 30 июня 2006 г. N
Однако комментируемая статья демонстрирует новый подход законодателя к регулированию вопросов, связанных с передачей земельных участков, находящихся в федеральной собственности, в муниципальную собственность и в собственность субъектов РФ, который указывает на «массовый» характер такой передачи. При этом в данной статье используется «остаточный» принцип, заключающийся в перечислении земельных участков, находящихся в федеральной собственности, которые не подлежат передаче в муниципальную собственность или в государственную собственность субъектов РФ.
Такие земельные участки можно разделить на несколько групп. К первой группе можно отнести земельные участки, которые могут находиться только в собственности РФ (например, земли лесного фонда <1>), ко второй — земельные участки, используемые или планируемые для использования в целях осуществления государственных полномочий РФ (например, земельные участки, занятые объектами федерального значения или предназначенные для размещения таких объектов в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории), а в третью группу включить земельные участки, применительно к которым уполномоченными государственными органами РФ приняты решения о дальнейшем использовании для определенных целей (например, для целей, предусмотренных Федеральным законом от 24 июля 2008 г. N
--------------------------------
<1> См.: статья 3 Федерального закона от 4 декабря 2006 г. N
<2> СЗ РФ. 2008. N 30. Ст. 3617.
Кроме того, предусматривается необходимость передачи в муниципальную собственность или государственную собственность субъектов РФ земельных участков сельскохозяйственного назначения, в отношении которых установлен факт ненадлежащего использования. Понятие ненадлежащего использования земельного участка раскрывается в подп. 1 п. 2 ст. 45 ЗК.
Исходя из п. 3 комментируемой статьи предусмотренный данной статьей порядок не применяется к находящимся в федеральной собственности земельным участкам, для передачи которых из федеральной собственности законодательством предусмотрены особые правила. В частности, к таким федеральным законам следует отнести Федеральный закон от 8 декабря 2011 г. N