Текст статьи 39.3. земельного кодекса РФ

Комментарии к статье 39.3. земельного кодекса РФ

Комментируемой статьей установлены случаи продажи земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на торгах и без проведения торгов. Речь в данной статье идет только о случаях возмездной передачи в собственность земельных участков на основании договоров купли-продажи, случаи бесплатного предоставления земельных участков в собственность урегулированы ст. 39.5 ЗК РФ.

Так, по общему правилу продажа земельных участков осуществляется на торгах, проводимых в форме аукциона. Порядок организации и проведения аукциона урегулирован ст. ст. 39.11 и 39.12 ЗК РФ.

Следует отметить, что ранее действовавшая ст. 30 ЗК РФ также предусматривала, что предоставление земельных участков для строительства в собственность без предварительного согласования мест размещения объектов осуществляется исключительно на торгах (конкурсах, аукционах) (п. 2 ст. 30 ЗК РФ). Вместе с тем земельным законодательством предусматривался ряд исключений из этого правила, которые нашли отражение и в комментируемой статье.

Необходимо отметить, что в отличие от ранее действующего порядка, правило о продаже земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на аукционе распространяется и на земельные участки, вид разрешенного использования которых не предусматривает возможности строительства (ст. 34 ЗК РФ предусматривала возможность продажи земельных участков для целей, не связанных со строительством без проведения торгов).

Второй существенный момент — комментируемой статьей установлен четкий перечень случаев, когда продажа земельных участков осуществляется без проведения торгов. При этом можно выделить следующие группы таких случаев.

1. Продажа гражданину или юридическому лицу (его членам) земельных участков, образованных из ранее предоставленного такому гражданину или юридическому лицу земельного участка (подп. 1 — 5 п. 2 комментируемой статьи).

Наличие указанных случаев обусловлено тем, что уже имеется правообладатель исходного земельного участка, права которого зачастую возникают в результате заключение договора аренды по результатам аукциона.

Так, прежде всего без торгов осуществляется продажа земельных участков, образованных из земельного участка, предоставленного в аренду для комплексного освоения территории, лицу, с которым в соответствии с Градостроительным кодексом РФ заключен договор о комплексном освоении территории (п. 1).

Следует отметить, что институт комплексного освоения земельного участка не является совершенно новым для российского законодательства. Так, согласно ст. 30.2 ЗК РФ (действовавшей до вступления в силу Закона N 171-ФЗ) земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, мог быть предоставлен в аренду для его комплексного освоения в целях жилищного строительства. Вместе с тем данный институт претерпел существенные изменения.

Во-первых, законодатель разделил ранее существовавший договор аренды земельного участка для его комплексного освоения в целях жилищного строительства на два взаимосвязанных договора. Это договор аренды земельного участка, порядок заключения которого регулируется ЗК РФ, и договор о комплексном освоении территории. При этом содержание договора о комплексном освоении территории, права и обязанности сторон, порядок расторжения данного договора урегулированы Градостроительным кодексом РФ (ст. 46.4). Такое разделение следует признать обоснованным, поскольку включение всех условий, связанных непосредственно с комплексным освоением территории (разработка документации по планировке территории, строительство, благоустройство), с одной стороны, не соответствует предмету договора аренды земельного участка, с другой — непонятны последствия образования из исходного земельного участка, в отношении которого заключен договор аренды для комплексного освоения, иных земельных участков, поскольку, по сути, меняется предмет договора аренды и требуется заключение нового договора.

Во-вторых, учитывая, что в целом идея комплексного освоения территории показала свою эффективность, поскольку позволяет осваивать значительные по площади земельные участки, Законом N 171-ФЗ предусмотрено распространение института комплексного освоения территории на случаи любого строительства, а не только жилищного.

В-третьих, исключена возможность расторжения договора комплексного освоения территории по соглашению сторон — только по решению суда, а также уточнены условия такого договора, введена необходимость разработки графиков освоения территории с детальной регламентацией каждого мероприятия, что направлено на более эффективное освоение земельных участков.

Необходимо отметить, что не все земельные участки, образованные из земельного участка, в отношении которого заключен договор о комплексном освоении территории, подлежат продаже лицу, с которым заключен соответствующий договор. Так, если договором о комплексном освоении территории обязанность по созданию объектов инфраструктуры возложена на органы государственной власти или органы местного самоуправления, то предназначенные для размещения таких объектов земельные участки, а также земельные участки, относящиеся к территориям общего пользования, не могут быть предметом купли-продажи (подробнее см. комментарий к ст. 39.16 ЗК РФ).

Из общего предусмотренного подп. 1 п. 2 комментируемой статьи правила о предоставлении образованных земельных участков в собственность лицу, с которым заключен договор о комплексном освоении территории, есть ряд исключений. Первое относится к земельным участкам, образованным из земельного участка, предоставленного некоммерческой организации, созданной гражданами, для комплексного освоения территории в целях индивидуального жилищного строительства. В этом случае образованные земельные участки, непосредственно предназначенные для индивидуального жилищного строительства, предоставляются гражданам — членам этой некоммерческой организации или, если это предусмотрено решением общего собрания членов этой некоммерческой организации, этой же некоммерческой организации, а участки, относящиеся к имуществу общего пользования, — некоммерческой организации как юридическому лицу (подп. 2, 4).

Второе исключение касается земельных участков, образованных из земельного участка, предоставленного юридическому лицу, заключившему договор о комплексном освоении территории в целях строительства жилья экономического класса. Такие земельные участки вообще не подлежат продаже, а могут быть только предметом договора аренды. Это связано со спецификой договоров о комплексном освоении территории в целях строительства жилья экономического класса (подробнее см. комментарий к ст. 39.6 ЗК РФ). В дальнейшем такие земельные участки могут быть реализованы собственникам построенных на них объектов недвижимости по основанию, предусмотренному подп. 6 п. 2 комментируемой статьи.

Кроме того, учитывая, что в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2008 г. N 161-ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства» в целях комплексного освоения территории может заключаться не только договор аренды, но и договор безвозмездного пользования земельным участком, указанная особенность была учтена в подп. 1.1 п. 2 комментируемой статьи <1>.

--------------------------------

<1> Указанный пункт введен Федеральным законом от 23 июня 2016 г. N 221-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „О содействии развитию жилищного строительства“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СЗ РФ. 2016. N 26 (ч. I). Ст. 3890.


Подпунктами 3 и 5 урегулированы вопросы предоставления земельных участков, образованных из земельных участков, предоставленных некоммерческим организациям, созданным гражданами, для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства. В этом случае образованные земельные участки, непосредственно предназначенные для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства, предоставляются гражданам — членам некоммерческой организации. Это связано с тем, что в данном случае исходный земельный участок предоставляется некоммерческой организации для удовлетворения потребностей конкретных граждан, более того, для ведения садоводства и огородничества площадь земельного участка рассчитывается исходя из численности объединения (ст. 39.10 ЗК РФ). Земельный участок, образованный из земельного участка, предоставленного некоммерческой организации граждан для ведения дачного хозяйства, и относящийся к имуществу общего пользования, предоставляется некоммерческой организации как юридическому лицу. Важно обратить внимание, что земельные участки, образованные из земельного участка, предоставленного некоммерческой организации граждан для ведения садоводства или огородничества, и относящиеся к имуществу общего пользования, предоставляются некоммерческой организации бесплатно (ст. 39.5 ЗК РФ) <1>.

--------------------------------

<1> Подробнее о дифференцированном подходе к регулированию отношений, связанных с предоставлением созданным гражданами некоммерческим организациям и их членам земельных участков для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства, см. комментарий к ст. ст. 39.10, 39.11 ЗК РФ.


2. Следующий случай продажи земельного участка без торгов вытекает из предусмотренного подп. 5 п. 1 ст. 1 ЗК РФ принципа единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ним объектов и предусматривает продажу земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них (подп. 6 п. 2 комментируемой статьи). Следует отметить, что продажа земельных участков по данному основанию возможна только в случае, если все здания, сооружения или помещения в них находятся в частной собственности, и все собственники (участники долевой собственности) таких зданий, сооружений, помещений в них обращаются с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность (ст. 39.20 ЗК РФ).

В данную группу оснований можно также включить случай, предусмотренный п. 20 ст. 3 Закона N 137-ФЗ, согласно которому граждане и юридические лица, право собственности которых на многолетние насаждения зарегистрировано в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» до дня вступления в силу Федерального закона от 4 декабря 2006 г. N 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации», приобретают земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых находятся указанные многолетние насаждения, без торгов в собственность или в аренду по выбору указанных граждан и юридических лиц в соответствии с правилами, установленными главой V.1 Земельного кодекса Российской Федерации.

3. Третья группа оснований для предоставления земельных участков по договорам купли-продажи без проведения торгов — это продажа земельных участков, находящихся в постоянном (бессрочном) пользовании юридических лиц, указанным юридическим лицам, за исключением лиц, указанных в п. 2 ст. 39.9 настоящего Кодекса (подп. 7 п. 2 комментируемой статьи). Фактически речь идет о переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, обязанность которого вытекает из п. 2 ст. 3 Закона N 137-ФЗ. В комментируемом подпункте речь идет только об юридических лицах, поскольку в отношении граждан предусмотрена процедура переоформления права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком на право собственности в соответствии с п. 9.1 ст. 3 Закона N 137-ФЗ.

Анализируя данную группу оснований, необходимо отметить, что п. 3.2 ст. 3 Закона N 137-ФЗ предусмотрена возможность приобретения арендатором в собственность земельного участка, который предоставлен из земель сельскохозяйственного назначения или земель населенного пункта и предназначен для ведения сельскохозяйственного производства и на котором отсутствуют здания или сооружения, также в случае, если право аренды этого арендатора возникло в результате переоформления права постоянного (бессрочного) пользования или права пожизненного наследуемого владения таким земельным участком на право аренды.

К числу случаев переоформления прав на земельные участки можно отнести и подп. 11 п. 2 комментируемой статьи, которым предусматривается заключение гражданином договора купли-продажи земельного участка в соответствии с Федеральным законом от 1 мая 2016 г. N 119-ФЗ «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» <1>. Указанным Федеральным законом предусматривается заключение договора купли-продажи земельного участка, ранее предоставленного гражданину Российской Федерации в безвозмездное пользование, в случае если площадь такого земельного участка превышает площадь, рассчитанную исходя из одного гектара на каждого гражданина, с которым заключен договор безвозмездного пользования земельным участком и право безвозмездного пользования которым не прекращено. При отсутствии такого превышения земельный участок предоставляется гражданину в собственность бесплатно (ст. 10 Закона N 119-ФЗ).

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2016. N 18. Ст. 2495.


4. Следующая группа случаев продажи земельных участков без проведения торгов вытекает из Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» <1>. Сюда относятся случаи предоставления земельных участков крестьянскому (фермерскому) хозяйству или сельскохозяйственной организации в случаях, установленных Законом N 101-ФЗ (подп. 8 п. 2). Так, согласно п. 5.1 ст. 10 Закона N 101-ФЗ земельный участок, находящийся в муниципальной собственности и выделенный в счет земельных долей, находящихся в муниципальной собственности, передается использующим такой земельный участок сельскохозяйственной организации или крестьянскому (фермерскому) хозяйству в собственность или аренду без проведения торгов в случае, если сельскохозяйственная организация или крестьянское (фермерское) хозяйство обратились в орган местного самоуправления с заявлением о заключении договора купли-продажи или договора аренды такого земельного участка в течение 6 месяцев с момента государственной регистрации права муниципальной собственности на такой земельный участок.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2002. N 30. Ст. 3018; 2003. N 28. Ст. 2882; 2004. N 41. Ст. 3993; N 52. Ст. 5276; 2005. N 30. Ст. 3098; 2008. N 20. Ст. 2251; N 49. Ст. 5748; 2009. N 19. Ст. 2283; 2011. N 1. Ст. 32, 47; 2012. N 26. Ст. 3446; N 27. Ст. 3587; 2013. N 23. Ст. 2866; N 49. Ст. 6328; N 52. Ст. 7011.


Подпункт 9 п. 2 комментируемой статьи предусматривает возможность приобретения без торгов земельных участков, предназначенных для ведения сельскохозяйственного производства и переданных в аренду гражданину или юридическому лицу. При этом для приобретения земельного участка по данному основанию требуется соблюдение целого ряда условий. Так, возможность приобрести земельный участок в собственность имеет только арендатор такого земельного участка. Указанная возможность возникает только по истечении 3 лет с момента заключения договора аренды с этим гражданином или этим юридическим лицом либо передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка этому гражданину или этому юридическому лицу. Участок должен использоваться надлежащим образом.

Второе условие — у уполномоченного органа должна отсутствовать информация о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка. Указанное условие было введено Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 336-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и статью 10 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» <1>. До этого предусматривалась обязанность арендатора использовать земельный участок надлежащим образом. При этом в целях приобретения прав на земельный участок заявитель должен был представить в уполномоченный орган документы, подтверждающие надлежащее использование такого земельного участка. Перечень таких документов должен был установить Минсельхоз России (п. 2 ст. 39.17 ЗК РФ, п. 4 ст. 10 Закона N 101-ФЗ в редакции, действовавшей до вступления в силу Закона N 336-ФЗ).

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2016. N 27 (ч. II). Ст. 4269.


Однако такой перечень утвержден не был, что существенно затрудняло применение данной нормы ЗК РФ и ставило возможность приобретения прав на земельный участок в зависимость от усмотрения уполномоченного органа. На практике отсутствие указанного перечня зачастую приводило к отказу уполномоченных органов в предоставлении земельного участка, поскольку представляемые заявителями документы, подтверждающие факт надлежащего использования земельного участка, не учитывались. В таком случае арендатор мог реализовать свое право на приобретение прав на земельный участок только в судебном порядке <1>.

--------------------------------

<1> См., например: Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 13 мая 2016 г. N Ф08-2075/2016 по делу N А32-44660/2014; Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 13 мая 2016 г. N Ф08-2772/2016 по делу N А32-10599/2015.


Кроме того, обязанность доказывать факт надлежащего использования земельного участка арендатором противоречила нормам гражданского законодательства, согласно которым добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются (п. 5 ст. 10 ГК РФ).

В части наличия у уполномоченного органа информации о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании земельного участка необходимо отметить, что в случае неустранения в установленный в предписании срок правообладателем земельного участка нарушений, указанных в таком предписании, орган государственного земельного надзора, выдавший такое предписание, в срок не позднее чем тридцать дней со дня привлечения виновного лица к административной ответственности за неисполнение такого предписания информирует о его неисполнении с приложением соответствующих документов исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 39.2 ЗК РФ, в отношении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности (п. 9 ст. 71 ЗК РФ).

Кроме того, с 1 января 2017 г. сведения о результатах проведения государственного земельного надзора подлежат включению в кадастр недвижимости в качестве дополнительных сведений об объекте недвижимого имущества (п. 15 ч. 5 ст. 8 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»).

Третье условие предоставления земельного участка по основанию, предусмотренному подп. 9 п. 2 комментируемой статьи — заявление о заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов — должно быть подано до дня истечения срока указанного договора аренды земельного участка. Последнее условие обусловлено тем, что иной подход приводит к неопределенности вопроса о внесении платы за использование земельного участка в период с даты прекращения договора аренды и до возникновения права частной собственности на земельный участок.

Следует отметить, что данное основание приобретения в собственность земельного участка было перенесено из п. 4 ст. 10 Закона N 101-ФЗ. При этом данное основание претерпело изменения. Так, помимо вышеуказанных условий было установлено, что возможность приобретения в собственность распространяется не только на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, но и на все земельные участки, предназначенные для ведения сельскохозяйственного производства (независимо от категории земель) <1>. Данный подход представляется верным, поскольку само по себе отнесение земельного участка к той или иной категории не гарантирует его использование в соответствии с определенным разрешенным использованием. С другой стороны, различное правовое регулирование в отношении земельных участков одного вида разрешенного использования только на основании отнесения их к разным категориям представляется недостаточно обоснованным, тем более учитывая, что законодатель предусмотрел возможность установления разных видов разрешенного использования в рамках одной категории земель и возможность уполномоченных органов изменить категорию земель без согласования с правообладателем земельного участка (например, путем изменения границы населенного пункта).

--------------------------------

<1> При этом в соответствии с п. 1 ст. 4 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» (СЗ РФ. 2007. N 1 (ч. I). Ст. 27) под сельскохозяйственным производством признается совокупность видов экономической деятельности по выращиванию, производству и переработке соответственно сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, в том числе оказание соответствующих услуг.


Комментируя данный подпункт, следует обратить внимание, что на практике зачастую возникает вопрос о возможности выкупа по данному основанию земельного участка, ранее предоставленного в аренду для огородничества. В связи с этим обращаем внимание, что рассматриваемым подпунктом возможность приобретения в собственность без проведения торгов предусмотрена только в отношении земельных участков, предназначенных для ведения сельскохозяйственного производства. Согласно п. 2 ст. 7 ЗК РФ виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с Классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.

Классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 1 сентября 2014 г. N 540, отдельно предусмотрены такие виды разрешенного использования земельных участков, как «сельскохозяйственное использование (код 1.0)» и «ведение огородничества (код 13.1)».

С учетом вышеизложенного представляется, что подп. 9 п. 2 ст. 39.3 ЗК не применяется в отношении земельных участков, ранее предоставленных в аренду для ведения огородничества.

5. Пункт 2 комментируемой статьи также предусматривает возможность продажи без проведения торгов земельных участков гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам или крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности. При этом такая продажа возможна только в случае, предусмотренном ст. 39.18 ЗК РФ, — при условии предварительного извещения о возможности приобретения земельного участка для указанных целей и отсутствия иных заинтересованных в приобретении такого земельного участка лиц.

Таким образом, в отличие от ранее действовавших норм ЗК РФ комментируемой статьей установлен исчерпывающий перечень случаев, при которых допускается продажа находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков без проведения торгов <1>.

--------------------------------

<1> Наличие ряда дополнительных случаев в Законе N 137-ФЗ не противоречит данному выводу, поскольку предусмотренные им случаи носят временный характер и в силу юридико-кодификационных требований не могут быть включены в основной текст ЗК РФ.


Следует также отметить, что во всех случаях, предусмотренных п. 2 комментируемой статьи, предусмотрена также возможность заключения договора аренды земельного участка без проведения торгов (п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ). В связи с этим важно отметить, что, в случае если в соответствии с ЗК РФ допускается предоставление земельного участка лицу в собственность или в аренду без проведения торгов, вид права, на котором предоставляется такой земельный участок, выбирает заявитель (п. 6 ст. 39.14 ЗК РФ).

Пункт 3 также устанавливает новое для ЗК РФ правило, согласно которому в случае признания торгов не состоявшимися и наличия лиц, соответствующих условиям аукциона, договор купли-продажи земельного участка заключается с данными лицами (подробнее см. комментарий к ст. 39.12 ЗК РФ).

Текст статьи 39.3. земельного кодекса РФ