Комментарии к статье 39.23. земельного кодекса РФ
В комментируемой статье приводятся случаи, при которых допускается установить сервитут в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности. Как видно, перечень таких целей, как и применительно к целям установления публичного сервитута, не является исчерпывающим <1>, что, учитывая многообразие видов деятельности, допустимой к осуществлению на земельных участках, представляется вполне логичным.
--------------------------------
<1> В судебной практике встречается иное мнение. Так, в Определении Верховного Суда РФ от 11 сентября 2013 г. N 73-АПГ13-2 (СПС «КонсультантПлюс»), указано, что «...суд правильно руководствовался положениями пункта 3 статьи 23 Земельного кодекса Российской Федерации, в котором установлен исчерпывающий перечень оснований для установления публичного сервитута».
На необходимость реформирования норм о сервитутах в целом указывается в Концепции развития гражданского законодательства Российской Федерации, где отмечено, что в ГК РФ должен быть закреплен перечень возможных сервитутов. Мнение о целесообразности законодательного урегулирования вопросов установления сервитутов высказывалось и в литературе <1>.
--------------------------------
<1> Отмечается, что «...в условиях перехода к рынку и отношениям частной собственности сервитуты, которые отечественному гражданскому праву в годы плановой экономики были практически неизвестны, стали получать заметное распространение и потребовали регламентации» (Гражданское право: Учебник / Под ред. О.Н. Садикова. М.: КОНТРАКТ, ИНФРА-М, 2006. Т. 1).
Данная идея реализована во внесенном в Государственную Думу Президентом РФ проекте Федерального закона N
--------------------------------
<1> Официальный сайт Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации: www.duma.gov.ru.
Вместе с тем, учитывая, что сроки принятия положений ГК РФ в части системы сервитутов не определены, попытка более детального регулирования вопросов установления сервитута в отношении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, нашедшая свое отражение в главе V.1 ЗК РФ, представляется обоснованной, по крайней мере, до появления соответствующих положений в ГК РФ.
В соответствии с п. 2 ст. 274 ГК РФ сервитут может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, строительства, реконструкции и (или) эксплуатации линейных объектов, не препятствующих использованию земельного участка в соответствии с разрешенным использованием, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута. Такой перечень случаев законодатель посчитал необходимым дополнить возможностью размещения сооружений связи, специальных информационных знаков, защитных сооружений.
Подобную конкретизацию в данном случае можно считать правильной, поскольку, например, согласно п. 27 ст. 2 Федерального закона от 7 июля 2003 г. N
Виды пользования недрами предусматриваются ст. 6 Закона РФ от 21 февраля 1992 г. N
В соответствии с п. 15 ст. 1 ГрК РФ под инженерными изысканиями понимается изучение природных условий и факторов техногенного воздействия в целях рационального и безопасного использования территорий и земельных участков в их пределах, подготовки данных по обоснованию материалов, необходимых для территориального планирования, планировки территории и архитектурно-строительного проектирования. Выполнение инженерных изысканий для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства осуществляется в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 19 января 2006 г. N 20 <1>.
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2006. N 4. Ст. 392.