Комментарии к статье 39.2. земельного кодекса РФ
Комментируемая статья определяет органы, уполномоченные на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков.
Ключевым фактором при установлении наличия соответствующих публично-правовых образований, имеющих полномочия по предоставлению земельных участков, является форма собственности на земельные участки.
Так, согласно п. 2 ст. 9 ЗК РФ Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью). В соответствии с п. 2 ст. 10 ЗК РФ субъекты Российской Федерации осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации. Согласно п. 2 ст. 11 ЗК РФ органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности <1>.
--------------------------------
<1> Важно отметить, что в соответствии со ст. 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N
Статьей 125 ГК РФ установлено, что от имени Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности органы государственной власти, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В соответствии со ст. 12 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. N
В соответствии с п. 4 ст. 17 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 1999. N 42. Ст. 5005; 2000. N 31. Ст. 3205; 2003. N 27. Ст. 2709; 2004. N 50. Ст. 4950; 2005. N 1. Ст. 17, 25; 2006. N 1. Ст. 10; N 23. Ст. 2380; N 30. Ст. 3287; N 31. Ст. 3452; N 44. Ст. 4537; N 50. Ст. 5279; 2007. N 1. Ст. 21; N 13. Ст. 1464; N 21. Ст. 2455; N 30. Ст. 3747, 3805, 3808; N 43. Ст. 5084; N 46. Ст. 5553; 2008. N 29. Ст. 3418; N 30. Ст. 3613, 3616; N 48. Ст. 5516; N 52. Ст. 6236; 2009. N 48. Ст. 5711; N 51. Ст. 6163; 2010. N 15. Ст. 1736; N 31. Ст. 4160; N 41. Ст. 5190; N 46. Ст. 5918; N 47. Ст. 6030, 6031; N 49. Ст. 6409; N 52. Ст. 6984; 2011. N 17. Ст. 2310; N 27. Ст. 3881; N 29. Ст. 4283; N 30. Ст. 4572, 4590, 4594; N 48. Ст. 6727, 6732; N 49. Ст. 7039, 7042; N 50. Ст. 7359; 2012. N 10. Ст. 1158, 1163; N 18. Ст. 2126; N 19. Ст. 2274; N 31. Ст. 4326; N 50. Ст. 6957, 6967; N 53. Ст. 7596; 2013. N 14. Ст. 1663; N 19. Ст. 2331; N 23. Ст. 2875, 2876, 2878; N 27. Ст. 3470, 3477; N 40. Ст. 5034; N 43. Ст. 5454; N 48. Ст. 6165; N 51. Ст. 6679, 6691; N 52. Ст. 6981, 7010; 2014. N 11. Ст. 1093; N 14. Ст. 1562; N 22. Ст. 2770.
Необходимо также иметь в виду, что отдельные государственные полномочия могут быть переданы на уровень субъектов РФ или муниципальных образований. Например, согласно ст. 83 ЛК РФ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление полномочий по предоставлению в границах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное пользование.
Пункт 3 ст. 125 ГК РФ предусматривает, что в случаях и порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента и Постановлениями Правительства РФ, нормативными актами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане. В качестве примера можно привести акционерное общество — единый институт развития в жилищной сфере, который в соответствии со ст. 3.4 Закона N
Следует также отметить, что полномочия органов по предоставлению земельных участков не сводятся только к принятию решения о предоставлении земельного участка или заключению договора, но и вбирают в себя весь комплекс действий, связанных с передачей прав на земельные участки гражданам и юридическим лицам и исполнением соответствующих решений или договоров (например, утверждение схемы расположения земельного участка, определение условий аукциона и т.д.).
Необходимо также иметь в виду, что земли, а также многие земельные участки, в отношении которых отсутствуют основания их отнесения к той или иной форме публичной собственности, находятся в государственной неразграниченной собственности. Законом
Однако дальнейшее изменение законодательства Российской Федерации в части вопросов местного значения, бюджетного законодательства <1>, а также реальное отсутствие ресурсов для реализации соответствующих полномочий во многих сельских поселениях, привело к тому, что полномочия по предоставлению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, переданы Федеральным законом от 3 июля 2016 года N
--------------------------------
<1> Федеральным законом от 27 мая 2014 г. N
<2> СЗ РФ. 2016. N 27 (ч. II). Ст. 4267.
<3> В соответствии со ст. 4 Закона N
В соответствии с п. 2 ст. 3.3 Закона N
— органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа, за исключением случаев, предусмотренных указанным пунктом;
— органом местного самоуправления городского поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории такого поселения, за исключением случаев, предусмотренных указанным пунктом;
— органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных указанным пунктом;
— органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации — городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя в отношении земельных участков, расположенных в границах указанных субъектов, если законами указанных субъектов не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований субъектов Российской Федерации — городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя;
— федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства, в случае предоставления земельных участков для размещения автомобильных дорог федерального значения;
— федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, в случае, предусмотренном п. 12 ст. 3.4 Закона N
— органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в случае предоставления земельных участков для размещения автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения.
Следует отметить, что с 1 января 2017 г. вступает в силу Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N