Текст статьи 39.14. Земельного кодекса РФ

Комментарии к статье 39.14. Земельного кодекса РФ

Пунктом 1 комментируемой статьи поэтапно описана процедура предоставления земельных участков без проведения торгов <1>.

--------------------------------

<1> В связи с вопросами, возникающими на практике, следует отметить, что указание в ЗК РФ последовательности действий не означает необходимости выполнения каждого из них. Необходимость того или иного из предусмотренных этапов зависит от ряда факторов. Так, если земельный участок образован, то его приобретение начинается с подачи заявления о предоставлении земельного участка (подп. 6 п. 1 комментируемой статьи).


При этом необходимо обратить внимание, что содержание и подготовка схемы расположения земельного участка урегулированы ст. 11.10 ЗК РФ. В ряде случаев, предусмотренных п. 3 ст. 11.3 ЗК РФ, образование земельных участков допускается только в соответствии с проектом межевания территории, процесс подготовки и утверждения которого урегулирован главой 5 ГрК РФ.

Более подробно все этапы раскрыты в ст. ст. 39.15 и 39.17 ЗК РФ, также установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении земельных участков без проведения торгов.

Федеральным законом от 2 декабря 2013 г. N 342-ФЗ ст. 19.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях была изложена в новой редакции и в настоящее время предусматривает административную ответственность за нарушение должностным лицом установленных законодательством сроков рассмотрения заявлений граждан или юридических лиц о предоставлении находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, за удовлетворение должностным лицом заявления гражданина или юридического лица о предоставлении находящегося в государственной или муниципальной собственности земельного участка, которое в соответствии с законом не может быть удовлетворено, за отказ должностного лица в удовлетворении заявления гражданина или юридического лица о предоставлении находящегося в государственной или муниципальной собственности земельного участка по не предусмотренным законом основаниям.

С учетом вышеизложенного столь подробное регулирование в ЗК РФ порядка и случаев предоставления земельных участков без торгов представляется крайне важным с точки зрения защиты прав и законных интересов граждан и юридических лиц.

Пунктом 2 комментируемой статьи регламентирован вопрос о способах подачи заявлений о предварительном согласовании предоставления земельного участка, заявление о предоставлении земельного участка об утверждении схемы расположения земельного участка. При этом порядок и способы подачи заявлений об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, заявления о проведении аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заявления о предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и заявления о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет, а также требований к их формату утверждены Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 14 января 2015 г. N 7 (официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 27.02.2015).

Комментируемой статьей урегулированы и иные вопросы подачи указанных заявлений (п. п. 3 — 5 комментируемой статьи).

В соответствии с п. 5 комментируемой статьи в случаях переоформления юридическим лицом права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком заявление о предоставлении земельного участка в собственность или в аренду должно быть подано одновременно с заявлением о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования таким земельным участком.

Необходимо обратить внимание, что согласно п. 3 ст. 53 ЗК РФ прекращение права постоянного (бессрочного) пользования осуществляется на основании заявления об отказе от такого права. При этом указанной статьей предусматривается и сама процедура прекращения права постоянного (бессрочного) пользования ввиду отказа от данного права, что не позволяет отождествлять данную процедуру с подачей заявления о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, предусмотренного п. 5 комментируемой статьи.

В этой связи следует отметить, что подача заявления о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования таким земельным участком имеет своей целью обеспечение переоформления права постоянного (бессрочного) пользования на право собственности или аренды, поскольку в настоящее время ни гражданским, ни земельным законодательством не предусматривается возможность принадлежности земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, одному лицу на нескольких видах прав одновременно. В этой связи удовлетворение такого заявления возможно только при отсутствии оснований для отказа в предоставлении земельного участка в собственность или в аренду одновременно с заключением договора купли-продажи земельного участка или договора его аренды.

Заключение договора мены земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и земельного участка, находящегося в частной собственности, осуществляется в соответствии с главой V.2 ЗК РФ.

Предоставление земельных участков в безвозмездное пользование в виде служебных наделов по решению организации, которой земельный участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование, осуществляется в соответствии с п. 2 ст. 24 ЗК РФ. Из ст. 39.10 ЗК РФ следует, что также должен быть заключен договор безвозмездного пользования земельным участком.

Договор аренды земельного участка, предназначенного для освоения или комплексного освоения территории в целях строительства жилья экономического класса либо для освоения территории в целях строительства и эксплуатации наемного дома, заключается одновременно с договором о таком освоении. Порядок заключения договоров освоения территории в указанных целях урегулирован ГрК РФ.

Порядок предоставления земельных участков гражданам в безвозмездное пользование, аренду, собственность в соответствии с Федеральным законом от 1 мая 2016 г. N 119-ФЗ «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» урегулирован указанным Федеральным законом. Так, указанным Федеральным законом подробно регламентированы процедуры принятия решений о предоставлении гражданам земельных участков, особенности образования земельных участков, перевода земельного участка из одной категории в другую, изменения вида его разрешенного использования, основания для отказа в предоставлении земельного участка, функционирование федеральной информационной системы для предоставления гражданам земельных участков. Следует подчеркнуть, что принятие указанного Федерального закона не умоляет и не отменяет действие ЗК РФ на территории Дальневосточного федерального органа. В случаях, не предусмотренных указанным Федеральным законом, предоставление, в том числе и гражданам, земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, осуществляется в соответствии с положениями комментируемой главы.

Помимо исключений из общего порядка предоставления земельных участков без проведения торгов предусмотрен ряд особенностей в случае предоставления земельных участков гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности (ст. 39.18 ЗК РФ).

Особенностью является требование опубликования информации о предоставлении земельного участка при поступлении заявления заинтересованного гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства, что обусловлено необходимостью обеспечения открытости, гласности процедур предоставления, с одной стороны, и максимального учета прав и интересов граждан — с другой.

Особенности предоставления земельных участков Государственной компании «Российские автомобильные дороги» установлены ст. 36 Федерального закона от 17 июля 2009 г. N 145-ФЗ «О Государственной компании „Российские автомобильные дороги“ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Текст статьи 39.14. Земельного кодекса РФ