Текст статьи 39.12. Земельного кодекса РФ

Комментарии к статье 39.12. Земельного кодекса РФ

Помимо подробного регулирования процедурных вопросов, можно выделить следующие новеллы в данной сфере.

Установлено правило о заключении договоров купли-продажи или аренды земельного участка в случае признания аукциона несостоявшимся: с лицом, подавшим единственную заявку на участие в аукционе, которая соответствует указанным в извещении о проведении аукциона требованиям и условиям аукциона, с заявителем, признанным единственным участником аукциона, с участником, единственным принявшим участие в аукционе (п. п. 13, 14 и 20 комментируемой статьи). При этом заключение такого договора является обязанностью как для уполномоченных органов, так и для указанных лиц.

Правилами организации и проведении торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 11 ноября 2002 г. N 808 <1>, такой возможности не предусматривалось в принципе. Согласно п. 32 указанных Правил организатор торгов в случае признания торгов несостоявшимися вправе объявить о повторном проведении торгов. Ранее действовавший порядок проведения аукционов по продаже земельных участков либо права на заключение договора аренды земельного участка для жилищного строительства предусматривал возможность заключения соответствующего договора только с единственным участником аукциона в случае признания аукциона несостоявшимся по причине присутствия менее двух участников.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2002. N 46. Ст. 4587; 2009. N 3. Ст. 379; 2011. N 38. Ст. 5396.


Предусмотренный комментируемой статьей подход представляется более целесообразным, поскольку заключению договора с единственным лицом предшествует процедура уведомления неограниченного круга потенциальных участников аукциона и проведение повторного аукциона не гарантирует появление новых участников.

В целях предотвращения злоупотреблений на практике предусмотрено, что в данном случае договор купли-продажи земельного участка заключается по начальной цене предмета аукциона, а размер ежегодной арендной платы или размер первого арендного платежа по договору аренды земельного участка определяется в размере, равном начальной цене предмета аукциона.

Также следует отметить, что жалобы о нарушении процедур аукциона являются предметом рассмотрения федеральным антимонопольным органом в соответствии со ст. 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ «О защите конкуренции». Именно с этим связано установление сроков, в течение которых соответствующий договор не может быть заключен.

Предусмотрено ведение уполномоченным федеральным органом исполнительной власти реестра недобросовестных участников аукциона. Необходимость введения такого реестра обусловлена получившей широкое распространение практикой участия в аукционах недобросовестных лиц, которые, не имея намерения заключать договор, завышают цену предмета аукциона и совершают иные неправомерные действия, направленные на получение денежных средств от лиц, реально участвующих в аукционе. Кроме того, согласно ч. 4 ст. 11 Федерального закона от 8 марта 2015 г. N 48-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „О содействии развитию жилищного строительства“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (СЗ РФ. 2015. N 10. Ст. 1418) в реестр недобросовестных участников аукциона, предусмотренный комментируемой статьей, также включаются сведения:

1) о победителях проводимых в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2008 г. N 161-ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства» аукционов, которые уклонились от заключения договора безвозмездного пользования земельным участком, являющимся предметом аукциона;

2) об участниках указанных аукционов, которые сделали предпоследнее предложение о цене предмета указанных аукционов и уклонились от заключения соответствующих договоров;

3) о лицах, которые имеют право на заключение соответствующих договоров в случае признания указанных аукционов несостоявшимися и уклонились от заключения соответствующих договоров.

Порядок ведения реестра недобросовестных участников аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в том числе требования к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения ведения данного реестра утверждены Приказом ФАС России от 14 апреля 2015 г. N 247/15 (официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 16.07.2015). Согласно указанному Порядку реестр ведется в электронном виде. Сведения, содержащиеся в реестре, должны быть доступны для ознакомления на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о проведении торгов по адресу: www.torgi.gov.ru. Ведение реестра, в том числе включение в реестр или исключение из реестра сведений, осуществляется центральным аппаратом ФАС России. Включение сведений в реестр осуществляется на основании решения комиссии ФАС России по итогам рассмотрения обращения органа, направившего соответствующие сведения с приглашением лица, сведения о котором направлены для включения в реестр.

Законодательно закреплено правило о заключении договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на условиях, указанных в извещении о проведении этого аукциона (п. 11 ст. 39.8 ЗК РФ).

Текст статьи 39.12. Земельного кодекса РФ