Текст статьи 2. Земельного кодекса РФ

Комментарии к статье 2. Земельного кодекса РФ

Земельное законодательство должно соответствовать Конституции РФ, в ст. ст. 9, 36, 42, 58 и др. которой содержатся основы земельного права. Аналогично строятся конституции и уставы субъектов РФ.

Ряд конституционных норм опосредованно участвует в регулировании земельных отношений; значимыми для них предписаниями являются ст. ст. 1, 2, 5, 7, 8, 15, 18, 19, 57 Конституции РФ.

Среди относящихся к земельному законодательству и также регулирующих земельные отношения законов находятся Кодексы: Водный (2006 г.), Лесной (2006 г.), Градостроительный (2004 г.), Гражданский (1994, 2001 гг.), Федеральные законы «Об охране окружающей среды» (2002 г.), «О плате за землю» (1991 г.), «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» (1995 г.), «Об особо охраняемых природных территориях» (1995 г.), «О мелиорации земель» (1996 г.), «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами» (1997 г.), «О землеустройстве» (2001 г.), «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (2002 г.), «О животном мире» (1995 г.), Закон РФ «О недрах» (1992 г.).

В ЗК РФ неоднократно используются отсылки к актам другого федерального законодательства, регулирующим в соответствии с ним земельные отношения, например ст. ст. 25, 27, 44, 46, 55, 56, 59.

В настоящее время Президент РФ в соответствии с п. п. 2 и 3 ст. 80 и п. п. «д» — «е» ст. 84 Конституции РФ больше сосредоточивается на координации законопроектной деятельности и внесении законопроектов в Государственную Думу.

Принятие Правительством РФ решений в сфере земельных и иных отношений, регулирование его исполнительно-распорядительной деятельности определяется в Федеральном конституционном законе «О Правительстве Российской Федерации». Полномочия Правительства РФ определяются в ст. ст. 8, 13, 94, 96 и др. ЗК РФ.

Регулирование земельных отношений и ход реализации ч. 1 ст. 9 Конституции РФ субъектами РФ рассмотрены КС РФ в Постановлении от 7 июня 2000 г. N 10-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений Конституции Республики Алтай и Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и, в частности, вопроса об объявлении достоянием (собственностью) Республики Алтай всех природных ресурсов, находящихся на ее территории.

Было признано, что субъект РФ не вправе объявить своим достоянием (собственностью) природные ресурсы на своей территории и осуществлять такое ее регулирование, которое ограничивает их использование в интересах всех народов РФ, поскольку этим нарушается суверенитет РФ, а также установленное Конституцией разграничение предметов ведения и полномочий (о законодательных полномочиях публичных органов РФ, субъектов РФ и муниципальных образований см. комментарии к ст. ст. 9 — 11 настоящего Кодекса).

Текст статьи 2. Земельного кодекса РФ