Текст статьи 18. Земельного кодекса РФ

Комментарии к статье 18. Земельного кодекса РФ

Равноправными субъектами РФ в соответствии с Конституцией РФ являются республики, края, области, города федерального значения (Москва, Санкт-Петербург и Севастополь), автономная область и автономные округа.

Об основаниях возникновения у субъектов РФ права собственности на земельные участки см. комментарий к ст. 17.

Выделение собственности на землю субъектов РФ в процессе разграничения государственной собственности имеет особое значение. Как уже отмечалось, в Советском государстве собственность союзных республик на землю не признавалась. После создания независимого Российского государства в Федеративном договоре 1993 г., наоборот, признавалось, что земля и ее недра, воды, растительный и животный мир являются достоянием (собственностью) народов, проживающих на территории соответствующих республик, а по взаимной договоренности федеральных органов государственной власти РФ и органов государственной власти республик в составе РФ определяется статус федеральных природных ресурсов. Сложность проведения разграничения государственной собственности на землю и состоит в том, что все земли, находящиеся в собственности РФ, расположены на территориях субъектов РФ.

В настоящее время ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» к собственности субъектов РФ отнесены:

— земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности субъектов РФ;

— земельные участки, предоставленные органам государственной власти субъектов РФ, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным органами государственной власти субъектов РФ;

— земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия, водными объектами, за исключением таких земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации, собственности муниципальных образований, граждан и юридических лиц либо предоставленных физическим или юридическим лицам на ином вещном праве;

— иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.

Исключение установлено для двух субъектов РФ — городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга. К собственности этих субъектов отнесены не только указанные выше земельные участки, но и те участки земель, которые в соответствии с рассматриваемым Законом относятся к муниципальной собственности (см. комментарий к ст. 19), если они расположены в границах соответственно Москвы или Санкт-Петербурга. Кроме того, в собственность указанных субъектов РФ переходят находящиеся на территориях этих субъектов земельные участки, от которых отказались собственники.

Кроме того, в собственность указанных субъектов РФ, а также субъекта Российской Федерации — города федерального значения Севастополя переходят находящиеся на территориях этих субъектов земельные участки, от которых отказались собственники.

Федеральным законом от 8 декабря 2011 г. N 423-ФЗ «О порядке безвозмездной передачи военного недвижимого имущества в собственность субъектов Российской Федерации — городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, муниципальную собственность и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» п. 1 комментируемой статьи дополнен указанием на земельные участки, которые безвозмездно переданы субъектам РФ из федеральной собственности.

Названным ФЗ устанавливалось, что безвозмездной передаче в собственность Москвы или Санкт-Петербурга либо муниципальную собственность подлежат земельные участки, находящиеся: 1) в границах военных городков (за исключением закрытых военных городков); 2) в границах земельных участков, используемых для обеспечения деятельности Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих функции в области обороны страны и безопасности государства, в случае если на этих земельных участках находятся объекты (в том числе объекты, строительство которых не завершено), в которых расположены жилые помещения указанных войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений.

Последними дополнениями ЗК РФ определены новые основания передачи земельных участков из федеральной собственности.

В соответствии со ст. 39.30 (п. 1) земельные участки, за исключением перечисленных в п. 2 этой статьи, подлежат безвозмездной передаче: в собственность субъектов РФ, если они в соответствии с утвержденными документами территориального планирования субъектов РФ, проектами планировки и межевания территории предназначены для размещения объектов регионального значения; в собственность субъектов РФ — городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя, — если такие земельные участки расположены на территориях указанных субъектов РФ.

В ЗК РФ регламентированы случаи, при которых субъект РФ может безвозмездно передать земельные участки в собственность муниципального образования; в свою очередь, в собственность таких субъектов РФ, как Москва, Санкт-Петербург, Севастополь, земельные участки для предоставления их многодетным семьям могут безвозмездно передаваться как другими субъектами РФ, так и муниципальными образованиями (см. комментарий к ст. 19).

Текст статьи 18. Земельного кодекса РФ