Текст статьи 13. Земельного кодекса РФ

Комментарии к статье 13. Земельного кодекса РФ

Понятие «содержание охраны земель» раскрывается через апробированные в законодательстве и правоприменении основные способы и направления охраны земель, которые не являются исчерпывающими и могут пополняться иными найденными средствами охраны земель и почв.

В ФЗ от 16 июля 1998 г. «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» под загрязнением почв понимается содержание в почвах химических соединений, радиоактивных элементов, патогенных организмов в количествах, оказывающих вредное воздействие на здоровье человека, окружающую природную среду, плодородие земель сельскохозяйственного назначения (СЗ РФ. 1998. N 29. Ст. 3399).

Охрана земель, безопасность земель и обеспечение безопасности на землях регулируются в ряде Федеральных законов: от 5 марта 1992 г. «О безопасности» (Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. N 15. Ст. 769), от 9 января 1996 г. «О радиационной безопасности» (СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 141), от 21 июля 1997 г. «О безопасности гидротехнических сооружений» (СЗ РФ. 1997. N 3589), от 21 июля 1997 г. «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (СЗ РФ. 1997. N 30. Ст. 3588), от 21 декабря 1994 г. «О пожарной безопасности» (СЗ РФ. 1994. N 35. Ст. 3649), от 27 декабря 2002 г. «О техническом регулировании» (в части химической безопасности — СЗ РФ. 2002. N 52 (ч. 1). Ст. 5140).

В ст. 7 ФЗ от 27 декабря 2002 г. предусматривается, что технические регламенты с учетом степени риска причинения вреда устанавливают минимально необходимые требования, обеспечивающие (относительно земель): безопасность излучений, взрывобезопасность, биологическую, механическую, пожарную, промышленную, термическую, химическую, электрическую, ядерную и радиационную безопасность.

Сохранение почв и их плодородия предусматривается не только в ЗК РФ, но и в ФЗ «Об охране окружающей среды» (см.: Боголюбов С.А., Хлуденева Н.И. Комментарий к Федеральному закону «Об охране окружающей среды». М.: Юстицинформ, 2009).

Правила государственного учета показателей состояния плодородия земель сельскохозяйственного назначения (утв. Постановлением Правительства РФ от 1 марта 2001 г. N 154), разработанные в соответствии с ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения», устанавливают порядок этого учета, т.е. создание упорядоченной системы сбора и обобщения информации, полученной при проведении почвенных, агрохимических, фитосанитарных и эколого-токсикологических обследований земель, проводимых в целях формирования полных и достоверных сведений о состоянии и динамике плодородия земель сельскохозяйственного назначения.

Правовые основы деятельности в области защиты земель от эрозии и другого негативного воздействия, для обеспечения мелиорации земель, эффективного использования и охраны мелиорированных земель устанавливаются в ФЗ «О мелиорации земель» (см.: Комментарий к Федеральному закону «О мелиорации земель» / Рук. авт. кол. С.А. Боголюбов, Ю.Г. Жариков. М.: Минсельхозпрод, 1998).

Встречаются судебные споры о рекультивации нарушенных земель, восстановлении плодородия почв. Минприроды Республики Дагестан обратилось в суд с иском к ООО «Дагестангазпром» о взыскании ущерба, причиненного землям и иным компонентам окружающей среды в результате прокладки линии газопровода высокого давления и ремонтных работ на линии газопровода, проходящих по территориям совхоза «Шуринский», Кумухской сельской администрации и госскотопрогона. Ответчиком при проведении работ по прокладке газопровода нарушены требования закона: не приняты меры по рекультивации земель, снятию, сохранению, рациональному использованию природного слоя почвы, что повлекло причинение ущерба.

ФАС Северо-Кавказского округа считает, что при выполнении работ по строительству, реконструкции сооружений и иных объектов должны приниматься меры по охране земель, природы, рациональному использованию природных ресурсов, рекультивации земель, благоустройству территории; реконструкция сооружений должна осуществляться по утвержденным проектам в строгом соответствии с действующими природоохранительными нормами и правилами. Судом установлено и ответчиком не отрицается, что прокладка газопровода осуществлялась без какого-либо проекта, рекультивация земель, восстановление плодородного слоя не производились. Минприроды Республики Дагестан исковые требования заявлены в интересах землепользователей: совхоза «Шуринский», Кумухской сельской администрации, особо охраняемой природной территории (скотопрогона).

Постановлением Правительства РФ установлено, что расходы на рекультивацию почв, нарушенных юридическими лицами, относятся на них в соответствии с утвержденным проектом рекультивации. При рассмотрении дела надо выяснить, изготавливался ли такой проект соответствующим земельным органом. Кроме того, Методикой определения размеров ущерба от деградации почв и земель, утвержденной Минприроды, Минсельхозом, Российской академией сельскохозяйственных наук, установлено, что при определении ущерба используются данные показателей почв, выполненные предприятиями, организациями и лицами, получившими в установленном порядке лицензии на проведение исследований по выявлению деградации почв; поэтому при рассмотрении дела следует установить, обладали ли лица, давшие заключение о деградации почв, необходимыми лицензиями, использованы ли при даче заключений нормативные документы, указанные в Методике.

Получают распространение разработка, обсуждение и реализация федеральных, региональных и местных программ по охране и рациональному использованию земель, рассматриваемых и утверждаемых в Правительстве РФ, на коллегиях Минсельхоза России, в представительных и исполнительных органах субъектов РФ, в органах местного самоуправления, финансируемых из соответствующих бюджетов. Программы охватывают периоды от года до 5 — 10 лет и посвящаются борьбе с ветровой и водной эрозией, сохранению плодородия почв и мелиоративным работам, предупреждению деградации и сохранению сельскохозяйственных и других ценных земель.

Экологическая экспертиза (государственная и общественная), порядок ее организации и проведения, ответственность за неисполнение ее заключений и нарушение порядка проведения предусмотрены и подробно регламентированы в ФЗ об экологической экспертизе.

Основной акт законодательства, устанавливающий регулирование санитарно-гигиенических норм и требований, — ФЗ о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. В соответствии с ним приняты Постановления Главного санитарного врача РФ о введении в действие санитарных правил «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1031-01», «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых отходов. СП 2.1.7.1038-01».

Под консервацией земель понимают их временное исключение из оборота для предотвращения развития и прекращения процессов деградации почв и восстановления их плодородия. Постановлением Правительства РФ от 2 октября 2002 г. N 830 утверждено Положение о порядке консервации земель с изъятием их из оборота.

Нормативную правовую базу охраны и использования земель на Крайнем Севере и Дальнем Востоке составляют наряду с ЗК РФ Федеральные законы от 30 апреля 1999 г. «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации», от 7 мая 2001 г. «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации». В субъектах РФ приняты и применяются нормативные правовые акты о родовых угодьях, об оленеводстве, о пастбищах, об охотничьих и о рыболовных угодьях, об особо охраняемых природных территориях и объектах регионального и местного значения.

Текст статьи 13. Земельного кодекса РФ