Текст статьи 12. Земельного кодекса РФ

Комментарии к статье 12. Земельного кодекса РФ

Использование земель должно осуществляться способами, обеспечивающими сохранение экологических систем, способности земли быть средством производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве, основой осуществления хозяйственной и иных видов деятельности. В ходе охраны земель осуществляется реализация одного из основных принципов земельного законодательства, т.е. двуединого назначения земли: как важнейшего компонента природы, всей окружающей природной среды; как средства производства в сельском и лесном хозяйстве; пространства для развития промышленности и иной хозяйственной деятельности.

Цели охраны земель достигаются реализацией системы правовых, организационных, экономических и других мероприятий, направленных на их рациональное использование, предотвращение необоснованных изъятий земель из сельскохозяйственного оборота, защиту от вредного воздействия, а также на восстановление продуктивности земель, в том числе земель лесного фонда, и на воспроизводство и повышение плодородия почв.

Охрана земель осуществляется на основе комплексного подхода к земельным угодьям как к сложным природным образованиям с учетом их зональных и региональных особенностей. Описания целей, задач, направлений охраны земель носят преимущественно теоретико-методический характер, но, будучи сформулированы достаточно кратко, категорично, отраженные в нормативных правовых актах, они становятся обладающими обязательственной силой.

Важны экологические составляющие и природоохранные цели охраны земель. В ст. ст. 43, 47 — 49, 51 ФЗ об охране окружающей среды установлен ряд экологических требований, предъявляемых к собственникам, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков, т.е. к землеобладателям, в зависимости от целей земле-, природопользования.

Правовое регулирование целей и содержания охраны земель служит основанием для принятия обоснованных судебных решений. Так, Волжская межрегиональная природоохранная прокуратура в защиту государственных и общественных интересов государственного учреждения «Фонд охраны природы г. Волгограда» обратилась с иском к ЗАО «Завод ЖБИ-2» о взыскании вреда, причиненного в результате нарушения земельного законодательства. Произведен отбор проб почвы на объекте ЗАО «Завод ЖБИ-2», о чем составлен акт отбора проб почвы. Инспекцией лабораторного контроля г. Волгограда составлен протокол качественного химического анализа почвы, согласно которому содержание гумуса в почве на спланированной территории ниже на 2,41% и в почве котлована на 4,08% по сравнению с ненарушенной, рядом находящейся почвой. Органом по охране окружающей среды г. Волгограда ЗАО «Завод ЖБИ-2» признано виновным в частичном разрушении плодородного слоя почвы в результате выемки грунта на глубину 1,5 м общей площадью 4 500 кв. м, подвергнуто штрафу. Иск удовлетворен.

Как видно из материалов другого дела, проверкой на территории Енотаевской АЗС установлены несанкционированные свалки отходов. В основании иска указано, что на АЗС установлены несанкционированные свалки отходов: металлоотходы, масло отработанное, мусор строительный, фильтры промасленные, аккумуляторы б/у, лампы, ветошь промасленная, песок замазученный, бытовые отходы; в доказательство указанного факта истцом предоставлен акт-предписание.

Выявление загрязненных земель и определение степени их загрязнения осуществляется в соответствии со специальными нормативными и методическими документами с составлением актов о загрязнении земель. Ущерб от загрязнения при произведенных выбросах и сбросах загрязняющих веществ определяется в соответствии с целями охраны земель на основе данных обследования земель и лабораторных анализов по сравнению с данными предыдущих обследований и анализов, при захламлении земель несанкционированными свалками отходов — на основе данных об объеме отходов и степени их опасности.

Текст статьи 12. Земельного кодекса РФ