Текст статьи 56. жилищного кодекса РФ

Комментарии к статье 56. жилищного кодекса РФ

1. 1), 2) Граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае подачи ими заявления о снятии с учета.

Причины подачи такого заявления могут быть самыми разными. Прежде всего, они связаны с обстоятельствами, предусмотренными в пп. 3 - 5 ч. 1 этой статьи.

В случаях приобретения жилой площади (превышающей по размерам учетную норму) на основании гражданско-правовых сделок: купли-продажи, дарения, наследования и др. гражданин перестает быть нуждающимся в обеспечении жильем по договору социального найма. Он сам обязан подать заявление о снятии с учета в связи с приобретением жилья и утратой основания, дающего право на получение социального жилья, в тот орган, где он был принят на учет.

3) Выезд на место жительства в другое муниципальное образование (за исключением изменения места жительства в пределах городов Москвы и Санкт-Петербурга) означает переезд гражданина на постоянное место жительства в другую местность (муниципальное образование города, поселка, сельского поселения).

Переезду на постоянное жительство в другую местность свидетельствуют: снятие с учета и регистрация по новому месту жительства, наличие там постоянного места работы, совместное проживание (по месту работы) с членами семьи и т.д.

В случаях временного отсутствия граждан по месту жительства они не могут быть сняты с учета как нуждающиеся в обеспечении жильем.

4) Граждане снимаются с учета в случаях получения ими от органов государственной власти, местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения.

Как предусматривается в Указе Президента Российской Федерации от 10 июня 1994 г. 'О жилищных кредитах', граждане Российской Федерации, признанные в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий, вправе получить безвозмездные субсидии на строительство или приобретение жилья.

Указом Президента Российской Федерации от 29 марта 1996 г. 'О государственной поддержке граждан в строительстве и приобретении жилья' Правительству Российской Федерации предписано предусматривать выделение средств на предоставление гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, безвозмездных субсидий на строительство и приобретение жилья в качестве основной формы использования бюджетных средств, предназначенных для инвестирования в жилищную сферу <,*>,.
--------------------------------
<,*>, Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. N 14. Ст. 1430 (Указ реализуется на основе Положения о предоставлении гражданам Российской Федерации, нуждающимся в улучшении жилищных условий, безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 августа 1996 г. (с изм. и доп. на 8 августа 2003 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. N 33. Ст. 3269).

В этих и других случаях выделения бюджетных (иных средств) на строительство или приобретение жилья граждане могут быть сняты с учета в качестве нуждающихся при наличии факта использования выделенных субсидий, других денежных средств (необязательно по целевому назначению).

5) Предоставление гражданину земельного участка органом государственной власти или органом местного самоуправления для целевого использования - строительства жилого дома может служить основанием для снятия его с учета в качестве нуждающегося в обеспечении жилым помещением.

При применении положения этого пункта должно быть обращено внимание:

а) соблюдены ли требования земельного, гражданского законодательства (ст. 30 - 31 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 263 Гражданского кодекса Российской Федерации) по отводу земельного участка?

б) осуществлен ли реальный отвод земельного участка под строительство?

в) намерен ли гражданин заниматься строительством? Располагает ли он при этом финансами, материально-техническими средствами (строительными материалами)?

Только после выявления этих обстоятельств гражданин может быть снят с учета в качестве нуждающегося в обеспечении жильем.

6) Представленные документы о праве получения жилого помещения за счет фонда социального жилья должны быть проверены отделами и службами учета и распределения жилья органов местного самоуправления, жилищно-бытовыми комиссиями.

В случаях выявления в представленных документах сведений, не соответствующих действительности и послуживших ложным основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, ведущего принятие на учет, заинтересованный гражданин снимается с учета независимо от того, знал он или не знал о допущенных нарушениях и злоупотреблениях.

2. Решение о снятии с учета гражданина в качестве нуждающегося в обеспечении жильем должно быть принято, как отмечалось, тем органом, на основании решения которого гражданин был принят на учет, не позднее чем в течение 30 рабочих дней со дня выявления нарушений.

В решении о снятии с учета гражданина в качестве нуждающегося в обеспечении жильем должны быть названы и перечислены обстоятельства, объективно установленные компетентными службами и органами, послужившие основанием для принятия такого решения. Представляется целесообразным и выделение доказательственной базы выявления нарушений, поскольку решение о снятии с учета может быть обжаловано заинтересованным лицом в судебном порядке.

Другой комментарий к Статье 56 ЖК РФ

Статья 56 ЖК РФ. Снятие граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях

Комментарий к статье 56 ЖК РФ:

1. Комментируемая статья регламентирует основания и порядок снятия граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях и коррелируется с положениями ст. 55 коммент. закона, а также ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ 'О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации' (СЗ РФ. 2005. N 1 (ч. 1). Ст. 15).

2. Гражданин, состоящий на жилищном учете, может отказаться от поддержки государственных органов или органов местного самоуправления в получении жилья из состава государственного или муниципального жилищного фонда путем подачи соответствующего заявления в орган, осуществивший его постановку на жилищный учет. Это общее правило.

Орган, осуществивший постановку гражданина на жилищный учет, может снять гражданина с учета в связи с утратой оснований, дающих ему право на получение жилого помещения по договору социального найма.

В силу положений ст. 49 коммент. закона правом на получение жилого помещения по договору социального найма обладают малоимущие граждане, признанные в установленном порядке нуждающимися в жилом помещении, а также иные категории очередников, определенные федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ.

То есть снятие очередника с жилищного учета в данном случае будет обоснованным при улучшении финансового состояния гражданина, ранее признанного малоимущим, а также при улучшении его жилищных условий, например, в результате приобретения им иного жилья в собственность, выбытия из занимаемого очередником жилого помещения одного или нескольких членов его семьи и пр.

Кроме того, согласно упомянутой выше ч. 2 ст. 6 Федерального закона 'О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации' граждане снимаются с жилищного учета, в том числе в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие ЖК РФ давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма.

3. До введения в действие Жилищного кодекса РФ на территории РСФСР (Российской Федерации) порядок и условия ведения жилищного учета граждан регламентировались Примерными правилами учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР, утвержденными Постановлением Совета Министров РСФСР от 31 июля 1984 г. N 335 (СПС 'Кодекс'), а также принятыми в соответствии с ними региональными правилами.

В частности, в Ленинграде (Санкт-Петербурге) основания для постановки граждан на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий были перечислены в разделе II 'Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий', утвержденных решением Ленгорисполкома и Президиума Леноблсофпрофа от 7 сентября 1987 г. N 712/6 (СПС 'Кодекс').

Резюмируя вышесказанное, устанавливаем, что граждане, состоящие на жилищном учете, подлежат исключению из списков очередников:

- по основаниям, перечисленным п. п. 1, 3 - 6 ч. 1 ст. 56 коммент. закона,

- если они перестали быть в соответствии с Жилищным кодексом РФ малоимущими и нуждающимися в жилых помещениях,

- если они перестали быть нуждающимися в улучшении жилищных условий в соответствии с действовавшими до Жилищного кодекса РФ нормативами.

4. Пунктом 6 ч. 1 коммент. ст. установлены два основания для снятия с жилищного учета, а именно:

а) выявление в представленных гражданином документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием для принятия на учет,

б) неправомерные действия должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.

Недостоверность представленных гражданином в уполномоченный орган сведений для принятия на жилищный учет может быть определена как:

- ошибка,

- подлог.

5. Подлог осуществляется, как правило, путем изначального составления документа, не соответствующего по содержанию действительности, ложного по существу (интеллектуальный подлог), а также изменение изначально подлинного документа путем удаления части сведений и (или) дополнения его сведениями, не соответствующими действительности, в результате чего искажается оценка всей содержащейся в документе информации (материальный подлог). Способами материального подлога могут быть пометка другим числом, подчистка, вытравливание надписей и т.п.

Подлог - наказуемое деяние вплоть до несения уголовной ответственности.

6. Выражение 'неправомерные действия должностных лиц при решении вопроса о принятии на учет' может включать в себя как рассмотренные выше ошибку и подлог (служебный), так и иные, часто уголовно наказуемые действия, результатом которых явился факт принятия положительного решения о постановке гражданина на жилищный учет, например:

- получение взятки (денег, ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера за действия (бездействие) в пользу взяткодателя),

- халатность, т.е. неисполнение или ненадлежащее исполнение должностным лицом своих обязанностей вследствие недобросовестного или небрежного отношения к службе, и др.

Решение о снятии гражданина с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении, согласно ч. 2 коммент. ст., принимается органом, принявшим решение и осуществившим ранее прием гражданина на жилищный учет.

7. Следует обратить внимание на некорректность данной формулировки, поскольку из приведенной нормы следует буквально, что снять очередника с жилищного учета может только тот орган, который его на соответствующий учет и поставил. Однако не секрет, что в отдельных регионах в настоящее время продолжают состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях граждане, принятые на учет более 15 - 20 лет назад. Совершенно очевидно, что органы, в чью компетенцию в то время входил вопрос ведения жилищного учета граждан, давным-давно перестали существовать.

Таким образом, приведенные выше положения ч. 2 коммент. ст. при формальном подходе неисполнимы. Фактически же снятие с жилищного учета граждан в настоящее время осуществляется теми же уполномоченными органами, которые ответственны за постановку на учет нуждающихся в жилом помещении.

8. В части 2 коммент. закона жестко установлен и срок для принятия решения о снятии гражданина с жилищного учета - не позднее 30 рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием принятия такого решения, с обязательным обоснованием и ссылкой на обстоятельства, предусмотренные ч. 1 коммент. ст.

Установлен и срок для направления либо выдачи заинтересованному лицу принятого в отношении его решения о снятии с учета - не позднее трех рабочих дней со дня принятия такого решения.

9. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях могут быть обжалованы указанными гражданами в судебном порядке. Обращаем внимание читателя, что в силу действующих в момент написания настоящего комментария правил, а именно ст. 256 Гражданского процессуального кодекса РФ, гражданин вправе обратиться в суд с заявлением об обжаловании принятого уполномоченным органом или должностным лицом в отношении его решения в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод. Пропуск трехмесячного срока для обращения в суд с заявлением может явиться основанием для отказа в удовлетворении заявления (ч. 2 ст. 256 ГПК РФ).

Текст статьи 56. жилищного кодекса РФ