Текст статьи 51. жилищного кодекса РФ

Комментарии к статье 51. жилищного кодекса РФ

1. 1) Признаются нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, граждане:

а) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи такого нанимателя. Это означает, что эти категории граждан не имеют жилого помещения, являющегося постоянным, устойчивым и гарантированным местом проживания. К ним относятся временные жильцы, поднаниматели, другие категории граждан, вообще не имеющие крышу над головой (бездомные, бомжи),

б) не являющиеся собственниками жилых помещений. Гражданину может быть отказано в приеме на учет, если дом, принадлежащий ему на праве собственности, находится в той местности, где он проживает и (или) трудится (учится), пригоден для проживания по своим санитарно-техническим характеристикам и соответствует социальной норме (установленной органами местного самоуправления норме проживания на одного человека),

в) пользующиеся равными правами на жилое помещение наравне с собственником жилого помещения (ч. 2 ст. 31 ЖК РФ).

В случае прекращения семейных отношений с собственником жилого помещения право пользования этим жилым помещением за бывшим членом семьи собственника жилого помещения не сохраняется. И если не представляется возможным обеспечить бывшего члена семьи по правилам ч. 4, 5 ст. 31 Кодекса жильем, он подлежит выселению без предоставления другой жилплощади.

Такие лица должны быть приняты на учет как нуждающиеся в жилье.

2) Наниматели жилых помещений по договорам социального найма, члены их семей, собственники жилых помещений, члены семей собственников, обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы, должны быть приняты на учет.

Факты проживания по найму нанимателей и их членов семьи, членов семьи собственника жилого помещения должны подтверждаться соответствующими договорами, документами о родственных отношениях, о времени и порядке вселения указанных лиц в помещение собственника.

3) 'Проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям', означает:

а) проживание в помещениях, не являющихся по целевому назначению жилыми (подвальные, складские помещения, чердаки, вагончики, охранные будки и т.п.),

б) проживание в жилых помещениях, но не соответствующих санитарно-техническим, иным требованиям ко времени принятия нуждающихся на учет (см. комментарий к п. 4 ч. 1 ст. 4, ст. 15 Жилищного кодекса России).

На эти категории проживающих не распространяются требования законодательства относительно учетной нормы.

4) Согласно статье 51 ЖК РФ также признаются нуждающимися в обеспечении жильем граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности.

К этим заболеваниям по аналогии закона относятся:

- активные формы туберкулеза всех органов и систем с выделением туберкулезной палочки,

- психические заболевания с хроническим течением, стойкой психотической симптоматикой и выраженными изменениями личности (шизофрения, маниакально-депрессивный психоз, эпилептическая болезнь, пресенильные и сенильные психозы),

- органические поражения центральной нервной системы со стойкими тяжелыми нарушениями функции конечностей и функции тазовых органов (последствия перенесенных тяжелых черепно-мозговых травм, травм позвоночника и спинного мозга, рассеянный склероз, боковой амиотрофический склероз, сирингомиелия, детский церебральный паралич),

- проказа,

- каловые, мочевые и влагалищные свищи, стома мочевого пузыря, противоестественный анус,

- тяжелая форма бронхиальной астмы с частыми приступами, осложненной дыхательной недостаточностью II - III степени,

- гемофилия и болезнь Виллибранда,

- тяжелые формы наследственных прогрессирующих нервно-мышечных дистрофий,

- муковисцидоз,

- сахарный диабет (I тип, средняя и тяжелая формы <,*>,).
--------------------------------
<,*>, Продолжает действовать Приказ Минздрава СССР от 28 марта 1983 г. (с изм. и доп. от 6 июня 1991 г.) 'Об утверждении Списка заболеваний, дающих право лицам, страдающим этими заболеваниями, на первоочередное получение жилой площади' (текст Приказа официально не опубликован).

2. При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

При этом не имеет значения, находятся ли эти жилые помещения в том городе, селе, где гражданин проживает и работает, или в разных населенных пунктах.

Например, одно жилое помещение гражданина на основе договора социального найма может находиться в городе, где он проживает, а другое помещение на праве собственности - в районном центре. Уровень обеспеченности жильем этого гражданина и членов его семьи определяется исходя из суммы общей площади городского жилья и дома на праве собственности в районном центре.

Другой комментарий к Статье 51 ЖК РФ

Статья 51 ЖК РФ. Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма

Комментарий к статье 51 ЖК РФ:

1. Комментируемая статья устанавливает общие основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

Нуждаемость в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма в соответствии с ч. 1 коммент. статьи, определяется в зависимости от:

- наличия у самого гражданина жилого помещения в собственности или найме (социальном) либо наличия у такого гражданина жилищных прав члена семьи собственника (нанимателя),

- жилищной обеспеченности гражданина общей площадью жилого помещения на одного человека менее учетной нормы,

- соответствия жилого помещения, в котором проживает гражданин, установленным требованиям,

- факта проживания в одной квартире нескольких семей при условии наличия больных, страдающих тяжелой формой заболевания, при которой совместное проживание нескольких семей в одной квартире невозможно.

Следует обратить внимание на некорректность формулировок п. 4 ч. 1 коммент. ст., так как имеет место неопределенность в толковании: следует ли учитывать при принятии решения о признании гражданина нуждающимся в жилых помещениях одновременно оба приведенных законодателем условия (коммунальное заселение и наличие больного в квартире), либо каждое из приведенных условий имеет самостоятельное равное значение.

2. Принимая во внимание сложившуюся правоприменительную и судебную практику, можно утверждать, что правом состоять на жилищном учете обладают только проживающие в коммунальной (но не в отдельной) квартире члены семьи, имеющей в своем составе больного, страдающего тяжелой формой хронического заболевания, при котором совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющие иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Последняя фраза - и не имеющие иного жилого помещения - имеет существенное значение и, по нашему мнению, призвана оградить от возможного злоупотребления со стороны таких граждан, например, путем умышленного вселения больного в коммунальную квартиру (при наличии другого жилого помещения) в целях принятия на жилищный учет и последующего внеочередного обеспечения жилым помещением по договору социального найма в соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 57 коммент. закона.

3. В соответствии с положениями коммент. закона (см. ч. 2 и ч. 3 ст. 49 ЖК РФ) нуждающимися в жилом помещении могут быть признаны:

а) малоимущие граждане,

б) иные категории граждан, определенные федеральными законами, законами субъектов РФ и указами Президента РФ.

Таким образом, регламентированный ст. 51 коммент. закона перечень лиц, сформулированный как исчерпывающий, не должен применяться обособленно от положений ст. 49 коммент. закона. Общий порядок, основания и условия признания граждан малоимущими в целях постановки на жилищный учет регламентированы в ст. 49 коммент. закона.

4. Перечень соответствующих заболеваний утвержден Постановлением Правительства РФ от 16 июня 2006 г. N 378 'Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире' (СЗ РФ. 2006. N 25. Ст. 2736).

5. Применительно к жилищной политике Санкт-Петербурга отметим, что при переселении из коммунальной квартиры больного все остальные жильцы не могут быть сняты на этом основании с жилищного учета, так как не отпало иное основание их нуждаемости - факт проживания в коммунальной квартире, который, как отмечалось выше, имеет при определенных, указанных в Законе Санкт-Петербурга условиях самостоятельное значение при решении вопроса о возможности постановки граждан на учет нуждающихся в жилом помещении.

6. При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

Дополнительно к вышесказанному следует обратить внимание на наличие в крупных мегаполисах, таких как Москва и Санкт-Петербург, так называемого 'ценза оседлости' (срока, в течение которого гражданин постоянно либо преимущественно проживает в данных населенных пунктах), являющегося обязательным условием для принятия заявителя на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях. Постановке на жилищный учет не подлежат граждане, соответствующие всем необходимым требованиям, но прожившие в Москве и Санкт-Петербурге на законных основаниях в общей сложности менее 10 лет. Именно 'в общей сложности', но не непрерывно, и исключительно на законных основаниях.

Вопрос о законности введения в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге 'ценза оседлости' неоднократно становился предметом судебных разбирательств. При этом правило о сроке постоянного проживания как условии принятия граждан на жилищный учет заявителями сопоставлялось с положениями Конституции РФ о конституционных правах каждого, кто законно находится на территории Российской Федерации, может свободно передвигаться и выбирать место пребывания и жительства (ст. ст. 27, 40).

Обширная судебная практика по данному вопросу едина: такие субъекты Российской Федерации, как Москва и Санкт-Петербург, вправе самостоятельно урегулировать вопрос о конкретном сроке постоянного проживания как обязательном условии признания граждан нуждающимися в жилых помещениях. В качестве примера сошлемся на решение Санкт-Петербургского городского суда от 8 октября 2007 г. по гражданскому делу N 3-386/07.

Ранее разъяснения по данному вопросу были даны и Конституционным Судом РФ, который в своем Определении от 9 апреля 2002 г. N 123-О (РГ. 2002. 31 июля), в частности, указал, что при реализации конституционного права на жилище, включая порядок признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий, законодатель может предусмотреть в нормативных правовых актах определенные организационно-учетные правила, которые необходимы для обеспечения принципа справедливости при распределении жилья и направлены на исключение злоупотребления правом со стороны граждан, обращающихся с заявлениями о постановке на жилищный учет.

7. Вводимые в иных субъектах РФ (не Москве и Санкт-Петербурге) условия о необходимости проживания гражданина в определенном регионе определенное время как обязательные для его постановки на жилищный учет в судебном порядке признавались незаконными. Так, например, Закон Нижегородской области от 16 ноября 2005 г. 'О порядке ведения органами местного самоуправления городских округов и поселений Нижегородской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма' (Нижегородские новости. 2005. N 218(3390)) Определением ВС РФ от 30 августа 2006 г. N 9-Г06-14 был признан недействующим в части указания в качестве обязательного условия для постановки на жилищный учет проживание граждан на территории Нижегородской области не менее 10 лет.

Текст статьи 51. жилищного кодекса РФ