Текст статьи 39. жилищного кодекса РФ

Комментарии к статье 39. жилищного кодекса РФ

1, 2. Определение долей в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме связано с расходами на содержание этого имущества. Бремя расходов несет собственник или сособственники конкретной квартиры.

Бремя расходов должно распределяться с учетом:

а) видов общего имущества в многоквартирном жилом доме,

б) видов и объемов работ, распределения их выполнения по периодам времени (еженедельные уборочные работы в подъездах, текущий ремонт по полугодиям мест общего пользования и т.п.),

в) стоимости работ на основе установленных государственными органами тарифов, расценок, соглашений сторон по подрядным договорам,

г) предварительной договоренности со специализированными подрядными организациями, индивидуальными предпринимателями о выполнении работ и оказании услуг.

3. Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются на основе норм и технических требований содержания жилых помещений в Российской Федерации.

Другой комментарий к Статье 39 ЖК РФ

Статья 39 ЖК РФ. Содержание общего имущества в многоквартирном доме

Комментарий к статье 39 ЖК РФ:

1. Норма ч. 1 коммент. ст. возлагает на собственников помещений в многоквартирном доме бремя расходов на содержание общего имущества. Обязанность по несению расходов касается всех собственников помещений вне зависимости от их членства в товариществе собственников жилья или жилищном кооперативе, принадлежности к различным категориям лиц (физических, юридических, публичных образований), избранного способа управления многоквартирным домом. Между тем особенности пользования жилыми и нежилыми помещениями, а также специфика содержания общего имущества предполагают, что расходы по его содержанию и ремонту могут быть полностью или частично возложены собственником на других лиц (см. коммент. к ч. 1 ст. 154).

2. Легализация понятия доли обязательных расходов на содержание и ремонт общего имущества обусловлена правовым режимом общего имущества и необходимостью несения собственниками помещений бремени его содержания и ремонта. Величина доли обязательных расходов, которая по ранее действовавшему законодательству именовалась долей участия (ст. 1 ФЗ 'О товариществах собственников жилья'), поставлена в зависимость от размера доли собственника помещения в праве общей собственности на общее имущество. Обязательные расходы носят характер целевых и должны использоваться для поддержания надлежащего состояния общего имущества.

3. Часть 3 коммент. ст. содержит отсылочную норму, определяющую компетентный орган, который уполномочен устанавливать правила содержания общего имущества в многоквартирном доме. В настоящее время отношения по содержанию общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственника помещений в многоквартирном доме, урегулированы Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 г. N 491 (СЗ РФ. 2006. N 34. Ст. 3680). В соответствии с указанными Правилами содержание общего имущества обеспечивается:

- собственниками помещений - за счет собственных средств,

- собственниками жилых помещений - гражданами, имеющими право на субсидии на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, - за счет собственных средств с использованием предоставленных им субсидий,

- собственниками жилых помещений - физическими лицами, получившими (получающими) в соответствии с федеральными законами, законами субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления компенсацию расходов (части расходов) на оплату жилых помещений и коммунальных услуг или на денежные выплаты, предоставляемые в качестве мер социальной поддержки граждан по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, предоставляемых из соответствующих бюджетов, - за счет собственных средств с использованием компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг или соответствующих денежных выплат,

- собственниками жилых помещений - гражданами, получившими (получающими) льготы по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, до внесения изменений в федеральные законы и иные нормативные правовые акты в части замены порядка предоставления гражданам льгот по оплате жилых помещений и коммунальных услуг.

4. Часть 4 коммент. ст. содержит норму, обязывающую органы исполнительной власти субъектов РФ устанавливать перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме. Указанная норма перекликается с правилом, закрепленным в ч. 4 ст. 12 Федерального закона 'Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации' (СЗ РФ. 2009. N 48. Ст. 5711), согласно которой в целях повышения уровня энергосбережения в жилищном фонде и его энергетической эффективности в перечень требований к содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме включаются требования о проведении мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности многоквартирного дома. В соответствии с принципами, установленными Правительством РФ, органы исполнительной власти субъектов РФ утверждают перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, подлежащих проведению единовременно и (или) регулярно. Лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, или при непосредственном управлении многоквартирным домом собственники помещений в многоквартирном доме обязаны проводить мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенные в утвержденный перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением случаев проведения указанных мероприятий ранее и сохранения результатов их проведения.

Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны нести расходы на проведение указанных мероприятий. В целях снижения расходов на проведение указанных мероприятий собственники помещений в многоквартирном доме вправе требовать от лица, ответственного за содержание многоквартирного дома, осуществления действий, направленных на снижение объема используемых в многоквартирном доме энергетических ресурсов, и (или) заключения этим лицом энергосервисного договора (контракта), обеспечивающего снижение объема используемых в многоквартирном доме энергетических ресурсов. При этом перечень мероприятий должен быть доведен организацией, осуществляющей поставки, продажу энергетических ресурсов, до сведения собственников помещений в многоквартирном доме, лица, ответственного за содержание многоквартирного дома, путем размещения информации в подъездах многоквартирного дома и (или) других помещениях, относящихся к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме, а также иными способами по усмотрению этой организации. Примерная форма перечня таких мероприятий утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, регулярно (не реже чем один раз в год) обязано разрабатывать и доводить до сведения собственников помещений в многоквартирном доме предложения о мероприятиях по энергосбережению.

5. Принципы формирования органами исполнительной власти субъектов РФ перечня мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах утверждены Постановлением Правительства РФ от 23 августа 2010 г. N 646 (СЗ РФ. 2010. N 35. Ст. 4578). Согласно указанному Постановлению перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме формируется органами исполнительной власти субъектов РФ исходя из принципов:

- формирования перечня мероприятий,

- определения состава мероприятий,

- обеспечения результата реализации мероприятий,

- учета региональных и иных особенностей реализации мероприятий.

В свою очередь, эти четыре базовых принципа включают частные принципы, а именно:

принципы формирования перечня мероприятий, включающие в себя:

- принцип доступности мероприятий, в соответствии с которым обязательные мероприятия должны устанавливаться с учетом возможности их оплаты собственниками помещений в многоквартирных домах наряду с оплатой других мероприятий, реализация которых необходима для содержания многоквартирного дома в соответствии с требованиями правил содержания общего имущества в многоквартирном доме,

- принцип минимизации неудобства граждан, в соответствии с которым обязательные мероприятия должны устанавливаться с учетом непричинения гражданам неудобств, связанных с выполнением мероприятий,

- принцип периодичности пересмотра обязательных мероприятий, в соответствии с которым обязательные мероприятия должны не реже чем один раз в три года пересматриваться, обновляться (в отношении мероприятий, выполняемых единовременно), дополняться и изменяться (в отношении мероприятий, выполняемых регулярно) в соответствии с современным уровнем развития науки и производственно-технологических условий выполнения мероприятий,

принципы определения состава мероприятий, включающие в себя:

- принцип реализуемости мероприятий, в соответствии с которым обязательные мероприятия должны устанавливаться с учетом технической возможности и экономической целесообразности их осуществления в многоквартирных домах, относящихся к определенной группе (имеющих, например, схожие конструктивные и технические параметры, уровень благоустройства, схемы теплоснабжения и водоснабжения),

- принцип своевременности выполнения мероприятий, в соответствии с которым обязательные мероприятия должны устанавливаться с указанием единовременности или периодичности,

- принцип окупаемости (полной или частичной) мероприятий, в соответствии с которым обязательные мероприятия должны устанавливаться с учетом приоритета мероприятий, для которых отношение стоимости сэкономленных энергетических ресурсов, получаемой в течение одного года после реализации мероприятия, к стоимости реализации мероприятия является наибольшим, а также мероприятий, стоимость реализации которых является минимальной,

принципы обеспечения результата реализации мероприятий, включающие в себя:

- принцип обеспечения комфорта граждан, в соответствии с которым обязательные мероприятия обеспечивают в помещениях самостоятельного использования и помещениях общего пользования в многоквартирном доме установленные законодательством РФ параметры качества коммунальных услуг и требования санитарных норм и правил,

- принцип эффективного и рационального использования электрической и тепловой энергии, газа, а также холодной и горячей воды при реализации мероприятий, в соответствии с которым мероприятия обеспечивают минимизацию потерь и нерационального использования энергетических ресурсов и воды в помещениях общего и самостоятельного использования в многоквартирном доме, а также в помещениях для общедомовых нужд,

принципы учета региональных и иных особенностей, включающие в себя:

- принцип учета климатических и экологических условий, в соответствии с которым обязательные мероприятия должны устанавливаться с учетом природно-климатических и экологических особенностей поселений, в которых расположены многоквартирные дома,

- принцип дифференциации мероприятий исходя из класса энергетической эффективности многоквартирных домов, в соответствии с которым обязательные мероприятия должны устанавливаться с учетом определенных для многоквартирных домов классов энергетической эффективности (применяется после определения для многоквартирных домов классов энергетической эффективности),

- принцип дифференциации мероприятий исходя из технических параметров многоквартирных домов, в соответствии с которым обязательные мероприятия должны устанавливаться общими для всех многоквартирных домов и отдельно для групп многоквартирных домов, имеющих схожие конструктивные и технические параметры, уровень благоустройства, схемы теплоснабжения, водоснабжения, электроснабжения, газоснабжения и другие признаки.

Текст статьи 39. жилищного кодекса РФ