Текст статьи 14. жилищного кодекса РФ

Комментарии к статье 14. жилищного кодекса РФ

Компетенции органов местного самоуправления в сфере жилищных отношений в основном непосредственно связаны с исполнением законодательных и подзаконных актов, принятых органами государственной власти и управления Российской Федерации, субъектов Российской Федерации. Это не исключает, а наоборот, предполагает использование органами местного самоуправления прав по принятию нормативных правовых актов (см. комментарий к ч. 7 ст. 5 Кодекса). При этом неизменным является требование о соблюдении правомочий местных органов, ориентир на установленные Кодексом компетенции и правомочия вышестоящих органов.

В частности, предоставление малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального фонда относится к компетенции местных органов самоуправления. Но порядок предоставления малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда определяется (устанавливается) законодательством Российской Федерации (п. 4 ст. 12 Кодекса). Субъекты Российской Федерации определяют порядок установленным соответствующим законом субъекта Российской Федерации категориям граждан жилых помещений жилищного фонда субъекта Российской Федерации (п. 5 ст. 13 Кодекса).

При установлении размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда муниципальные образования должны руководствоваться положением п. 3 ст. 13 Кодекса, поскольку установление порядка определения размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества... относятся к компетенции субъекта Российской Федерации (ч. 2 ст. 49 Кодекса).

Другой комментарий к Статье 14 ЖК РФ

Статья 14 ЖК РФ. Полномочия органов местного самоуправления в области жилищных отношений

Комментарий к статье 14 ЖК РФ:

1. Полномочия органов местного самоуправления (представительных, исполнительных) в жилищной сфере сводятся в основном к правоприменительным и контрольным полномочиям (см. п. п. 1, 3, 5 - 9.1 коммент. ст.), хотя допускается и нормотворческая деятельность (п. п. 2, 4). Нормативные правовые акты и правоприменительные акты органов местного самоуправления в жилищной сфере должны соответствовать федеральным актам и актам субъектов РФ.

Ряд полномочий органов местного самоуправления содержится в других статьях ЖК, например, об установлении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (ст. 50), об определении категорий граждан, которым предоставляются служебные квартиры в муниципальном жилищном фонде (ст. 104), об установлении нормативов потребления коммунальных услуг и тарифов на коммунальные услуги (ст. 157), о предоставлении компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет бюджета отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые регламентированы нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (ст. 160), о порядке управления многоквартирным домом, все помещения которого находятся в собственности муниципального образования (ст. 163), и др.

Федеральным законом от 31 декабря 2005 г. N 199-ФЗ 'О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий' (СЗ РФ. 2006. N 1. Ст. 10) расширены полномочия органов местного самоуправления в области жилищных отношений. Статьей 32 указанного Закона внесены изменения в ЖК, ч. 1 ст. 14 которого дополнена п. 9.1 следующего содержания: 'Определение порядка, получения документа, подтверждающего принятие решения о согласовании или об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения в соответствии с условиями и порядком переустройства и перепланировки жилых помещений'.

Перечень вопросов, отнесенных к полномочиям органов местного самоуправления в жилищной сфере, не является исчерпывающим, что следует из подп. 10 п. 1 коммент. статьи.

2. Города федерального значения Москва и Санкт-Петербург являются субъектами РФ. Применительно к ним установлен особый порядок определения полномочий органов местного самоуправления в жилищной сфере.

По общему правилу полномочия органов местного самоуправления в области жилищных отношений, предусмотренные ч. 1 коммент. ст., в городах Москве и Санкт-Петербурге осуществляются органами государственной власти этих городов. Однако в силу ч. 2 коммент. ст. и в случаях, предусмотренных законами Москвы и Санкт-Петербурга, допускается осуществление полномочий, предусмотренных ч. 1 коммент. ст., органами местного самоуправления (органами административных округов, районов).

Текст статьи 14. жилищного кодекса РФ