Текст статьи 13. жилищного кодекса РФ

Комментарии к статье 13. жилищного кодекса РФ

Из перечисленных в этой статье положений к совместной компетенции органов государственной власти Российской Федерации и ее субъектов в регулировании жилищных отношений относятся: признание в установленном порядке жилищных помещений непригодными для проживания, осуществление контроля за использованием и сохранностью жилищного фонда, соответствием жилых помещений установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.

Однако эти правомочия распространяются только на жилищный фонд субъекта Российской Федерации.

К непосредственной компетенции субъектов Российской Федерации относятся: учет жилищного фонда (субъекта Российской Федерации), определение порядка предоставления жилых помещений по договору социального найма, специализированного жилищного фонда, установление правового режима (в ряде случаев) муниципального жилищного фонда (в частности, признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания).

Следует выделить компетенцию органа государственной власти субъекта Российской Федерации по установлению порядка определения размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда (ч. 2 ст. 49 Кодекса).

Другой комментарий к Статье 13 ЖК РФ

Статья 13 ЖК РФ. Полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений

Комментарий к статье 13 ЖК РФ:

Полномочия органов государственной власти субъектов РФ (законодательных собраний, губернаторов, правительств, комитетов) в жилищной сфере также представлены как нормотворческими функциями (п. п. 2 - 5, 7 коммент. ст.), так и правоприменительными и контрольными полномочиями (п. п. 1, 6, 8, 8.1 коммент. ст.).

Полномочия органов государственной власти субъектов РФ проявляются в части управленческих, административных отношений в жилищной сфере. Что же касается гражданских отношений в жилищной сфере, то их регулирование отнесено к ведению Российской Федерации - субъекты РФ не должны проявлять здесь инициативу. Как правильно отмечает В.Н. Литовкин, 'принятие на уровне субъектов РФ головных законодательных актов, регулирующих всю группу, весь комплекс жилищных отношений, не имеет под собой нормативного правового основания... жилищное законодательство субъектов РФ не может возглавлять такой концептуальный акт, как жилищный кодекс субъекта РФ' (см.: Литовкин В.Н. Комментарий к Жилищному кодексу Российской Федерации (постатейный). М., 2005. С. 35).

Нормативные правовые акты субъектов РФ должны соответствовать федеральным нормативным правовым актам. В пределах этого соответствия в них могут быть предусмотрены особенности правового регулирования отношений в жилищной сфере.

Более того, полномочия органов государственной власти субъектов РФ в жилищной сфере, в отличие от соответствующих полномочий органов государственной власти РФ и полномочий органов местного самоуправления, являются открытыми. Это следует из п. 9 коммент. ст., в которой определено, что к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ в жилищной сфере отнесены и иные вопросы, которые не отнесены к федеральным полномочиям и полномочиям органов местного самоуправления (сравните с п. 18 ст. 12 и подп. 10 п. 1 ст. 14 ЖК).

Перечень вопросов, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ в жилищной сфере, не является исчерпывающим.

В частности, в ЖК наряду со ст. 13 содержится ряд других норм, предусматривающих дополнительные полномочия органов государственной власти субъектов РФ: о порядке предоставления жилых помещений по договорам социального найма категориям граждан (ст. 49), о порядке определения общей площади предоставляемого жилого помещения (п. 8 ст. 57), об установлении категорий граждан, нуждающихся в специальной социальной защите (ст. 98), категорий граждан, которым предоставляются служебные квартиры (ст. 104), об условиях определения размера платы за пользование жилым помещением (платы за наем) (статья 156 ЖК РФ) и др.

Текст статьи 13. жилищного кодекса РФ