Комментарии к статье 12. жилищного кодекса РФ
Как отмечалось в комментарии к ст. 5 Кодекса, совместное ведение вопросами правового регулирования жилищных отношений предполагает разграничение компетенций органов государственной власти Российской Федерации и компетенций органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Прежде всего, к исключительной компетенции Российской Федерации относится ныне разработка и издание Жилищного кодекса. Таким правом субъекты (республики) Российской Федерации теперь не обладают, что является существенным шагом в области укрепления законности и правопорядка в жилищной сфере. Общеизвестно, к каким последствиям (в смысле явных несоответствий с ЖК РСФСР искусственно созданной ситуации 'состязательности' актов) приводило принятие 'своих' жилищных кодексов отдельными республиками Российской Федерации.
Из 18 пунктов этой статьи Кодекса 14 составляют исключительную компетенцию Российской Федерации, что соответствует общим тенденциям развития и совершенствования жилищного законодательства. Ряд правомочий субъектов Российской Федерации по изданию нормативных правовых актов находятся теперь в ведении Российской Федерации. Обоснованным является непосредственное правовое регулирование нормативными правовыми актами Российской Федерации вопросов, связанных с определением оснований признания малоимущих граждан, нуждающихся в жилье, предоставления жилых помещений по договорам найма, специализированных жилых помещений, порядка организации и деятельности жилищных и жилищно-строительных кооперативов, товариществ собственников жилья, переустройства и переделки жилых помещений, признания последних непригодными для проживания (жилищного фонда Российской Федерации).
К исключительной компетенции Российской Федерации по регулированию жилищных отношений относятся также определение оснований, порядка и условий, правовое регулирование отдельных видов сделок с жилыми помещениями, установление структуры платы за жилое помещение и коммунальные услуги, порядка расчета и внесения такой платы.
Другой комментарий к Статье 12 ЖК РФ
Статья 12 ЖК РФ. Полномочия органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений
Комментарий к статье 12 ЖК РФ:
1. В статьях 12 - 14 комментируемого закона решаются вопросы распределения полномочий в жилищной сфере между органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления.
Полномочия того или иного органа составляют его властные возможности в нормотворческой и правоприменительной деятельности. Соответственно, различаются нормотворческие и правоприменительные полномочия.
Необходимость норм ЖК о распределении полномочий в жилищной сфере между органами различного уровня предопределяется, в частности, тем, что Конституцией РФ жилищное законодательство отнесено к совместному ведению РФ и субъектов РФ, но распределения нормотворческих полномочий не проведено.
2. Полномочия органов государственной власти РФ (Федерального Собрания РФ, Президента РФ, Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти) в жилищной сфере сводятся в основном к нормотворческим полномочиям (см. п. п. 1 - 11, 13 - 16 коммент. ст.). В федеральных нормативных правовых актах устанавливаются основные правовые гарантии жилищных прав, включая гарантии для социально незащищенных граждан (см., например, п. п. 3, 4, 6, 7 и др.).
В качестве примера таких актов, принятых в развитие норм ЖК, можно привести Постановления Правительства РФ: от 29 августа 2005 г. N 541 'О федеральных стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг' (СЗ РФ. 2005. N 36. Ст. 3706), от 21 января 2006 г. N 25 'Об утверждении Правил пользования жилыми помещениями' (СЗ РФ. 2006. N 5. Ст. 546), от 26 января 2006 г. N 42 'Об утверждении Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений' (СЗ РФ. 2006. N 6. Ст. 697), от 6 февраля 2006 г. N 75 'О порядке проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом' (СЗ РФ. 2006. N 7. Ст. 786).
Среди полномочий органов государственной власти РФ в жилищной сфере указаны также полномочия правоприменительного и контрольного характера, что объясняется наличием жилищного фонда РФ (см. п. п. 12, 16.1, 17).
Перечень вопросов, отнесенных к полномочиям органов государственной власти РФ в жилищной сфере, не является исчерпывающим, что следует из п. 18 коммент. ст.
Следует отметить, что многие нормотворческие полномочия органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений (например, принятие положений о признании помещения жилым, жилого помещения непригодным для проживания, правила пользования жилыми помещениями, правила учета жилых помещений, правила перевода жилых помещений из жилых в нежилые и многих других актов) сосредоточены на уровне уполномоченного Правительством РФ федерального органа исполнительной власти - Министерства регионального развития Российской Федерации (СЗ РФ. 2005. N 5. Ст. 390). Наиболее важные нормотворческие полномочия осуществляются Правительством РФ (например, координация деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственный жилищный надзор, принятие типового договора социального найма, определение порядка платежей за жилое помещение и коммунальные услуги и др.). Вопросы распределения полномочий между Правительством РФ и Министерством регионального развития Российской Федерации урегулированы ст. 110 Федерального закона от 23 июля 2008 г. N 160-ФЗ 'О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием осуществления полномочий Правительства Российской Федерации' (СЗ РФ. 2008. N 30. Ст. 3616) и ст. 1 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 237-ФЗ 'О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации (СЗ РФ. 2010. N 31. Ст. 4206).