Комментарии к статье 104. жилищного кодекса РФ
Обращают на себя внимание некоторые структурные особенности Кодекса (расположение статей относительно глав и разделов). Точнее, непоследовательность расположения ряда статей по логико-смысловому их значению. В частности, в ст. 103 Кодекса изложены нормы о выселении из служебных жилых помещений, общежитий, затем в ст. 104 - требования по предоставлению этих помещений. Сказанное имеет прямое отношение и к ст. 93, 94 Кодекса ('Назначение служебных жилых помещений', 'Назначение жилых помещений в общежитиях').
В статьях (особенно этой главы) много дублирующих положений, не оправданных характером правовых норм (ст. 93 и ч. 3 ст. 104 ('Характером трудовых отношений...')), длинных и невнятных по смысловому значению предложений (ч. 2 ст. 103 Кодекса и др.).
1, 2, 3. Служебные жилые помещения предоставляются гражданам в виде отдельной квартиры с соблюдением требований ст. 50 Кодекса ('Норма предоставления и учетная норма площади жилого помещения').
В договоре найма служебного жилого помещения, заключаемого на основе Типового договора найма служебного жилого помещения, утвержденного Правительством Российской Федерации, должны быть предусмотрены:
а) конкретный орган государственной власти или орган местного самоуправления, на основе решения которого предоставляется служебное жилое помещение,
б) лицо, которому предоставляется служебное жилое помещение, относится ли оно к категории граждан, имеющих право на служебные жилые помещения?
В Типовом договоре найма служебного жилого помещения будет дан, по всей вероятности, перечень категорий этих граждан. В данном случае ссылка только на положение ст. 93 Кодекса не достаточна,
в) в договоре должно быть особо уточнено: имеет ли гражданин другое жилое помещение на основе права собственности или договора социального найма в той же местности или другом населенном пункте,
г) в случае прекращения трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или выборной должности, увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения и выселения без предоставления другого жилого помещения, за исключениями, изложенными в ч. 2 ст. 103 Кодекса.
Другой комментарий к Статье 104 ЖК РФ
Статья 104 ЖК РФ. Предоставление служебных жилых помещений
Комментарий к статье 104 ЖК РФ:
1. По нашему мнению, при буквальном толковании ч. 1 коммент. ст. и п. 5 Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду (утв. Постановлением Правительства РФ от 26 января 2006 г. N 42 // СЗ РФ. 2006. N 6. Ст. 697) следует прийти к выводу, что в одном многоквартирном доме могут находиться служебные квартиры, квартиры, занимаемые по договору социального найма, и квартиры, находящиеся в частной собственности.
С учетом этого позиция авторов, полагающих, что 'служебными могут быть признаны все квартиры многоквартирного дома, что ограничивает возможность нахождения в одном доме (одной квартире) жилых помещений, подчиненных общему и специальному режимам пользования' (Бойцов Г.В., Долгова М.Н. Постатейный комментарий к Жилищному кодексу Российской Федерации. М., 2006. С. 212), представляется необоснованной. Далее те же авторы, однако, указывают, что на практике к служебным относятся жилые помещения, расположенные, как правило, на первом этаже (см.: Там же. С. 212).
2. Часть 1 коммент. ст. в первоначальной редакции ЖК предусматривала, что служебные помещения предоставляются гражданам только в виде отдельной квартиры.
Впоследствии данная норма была изменена таким образом, что в настоящее время в качестве служебных жилых помещений могут предоставляться не только квартиры, но и жилые дома (Федеральный закон от 4 мая 2010 г. N 70-ФЗ 'О внесении изменения в статью 104 Жилищного кодекса Российской Федерации' // СЗ РФ. 2010. N 19. Ст. 2278).
Вместе с тем соответствующие изменения не были внесены в Правила отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду (утв. Постановлением Правительства РФ от 26 января 2006 г. N 42 // СЗ РФ. 2006. N 6. Ст. 697). В соответствии с п. 5 данных Правил к служебным жилым помещениям относятся отдельные квартиры, отнесение жилых домов к служебным жилым помещениям не предусмотрено.
В данной ситуации, полагаем, подлежит применению указанный федеральный закон, и с момента вступления его в силу к служебным помещениям могут быть отнесены не только квартиры, но и жилые дома.
3. Далее рассмотрим вопрос, могут ли быть отнесены к служебным жилым помещениям отдельные комнаты в квартире, а не вся квартира целиком.
В соответствии с ч. 1 коммент. ст. служебные жилые помещения предоставляются в виде жилого дома или отдельной квартиры.
Статья 101 ранее действовавшего ЖК РСФСР не исключала выделение под служебные жилые помещения комнат. С учетом этого ранее существовал 'смешанный жилищный фонд', когда в квартире одна комната являлась служебной, а другая находилась в частной собственности. Многие ученые высказывались об ограничении существования такого 'смешанного жилищного фонда' (подробнее об этом см.: Шипунова Е. Жилищное правоотношение по найму служебного жилого помещения // Жилищное право. 2011. N 2. С. 97 - 98).
Полагаем, что договоры найма ранее предоставленных служебных комнат продолжают действовать и после введения в действие ЖК, поскольку последний в этой части не имеет обратной силы (ст. 6 ЖК, Федеральный закон от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ 'О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации' // СЗ РФ. 2005. N 1 (часть 1). Ст. 15).
После введения в действие ЖК отнесение отдельных комнат к числу служебных будет противоречить ЖК. Вместе с тем Ю.К. Толстой полагает, что систематическое толкование п. п. 3, 5 Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду (утв. Постановлением Правительства РФ от 26 января 2006 г. N 42 // СЗ РФ. 2006. N 6. Ст. 697) приводит к тому, что в качестве служебных в настоящее время могут предоставляться (выделяться) и комнаты, но при условии, что в соответствующей квартире все комнаты являются служебными (см.: Толстой Ю.К. Жилищное право: Учебник. М., 2011. С. 52). Полагаем, что такое толкование прямо противоречит ч. 1 коммент. ст., хотя, возможно, оно весьма желательно в условиях дефицита служебной площади и нехватки кадров, в том числе в системе жилищно-коммунального хозяйства.
4. Возникает вопрос, допустимо ли в настоящее время предоставлять гражданам по договорам найма специализированных жилых помещений комнаты, которые до введения в действие ЖК были отнесены к служебным, при условии, что после вступления в силу ЖК данные комнаты из числа служебных не были исключены (например, если комната освободилась после 1 марта 2005 г.).
При буквальном толковании норм ст. 6 и ч. 1 ст. 104 ЖК следует прийти к выводу, что предоставление таких комнат в качестве служебных будет противоречить ЖК. Однако такое правовое регулирование, на наш взгляд, не будет соответствовать социально-экономическим реалиям. С учетом этого полагаем, что норма ч. 1 ст. 104 ЖК о том, что служебные жилые помещения предоставляются в виде отдельной квартиры, должна толковаться ограничительно. Данную норму не следует применять к случаям предоставления комнат, которые были отнесены к служебным до введения в действие ЖК.
5. Как говорилось выше, федеральное законодательство не содержит единого перечня граждан, которым предоставляются служебные жилые помещения (см. комментарий к ст. 93).
6. В соответствии с ч. 3 коммент. ст. служебное жилое помещение предоставляется на период трудовых или служебных отношений по договору найма служебного жилого помещения.
Следует отметить, что в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 4 мая 1999 г. N 487 'Об условиях и порядке заключения жилищного договора между военнослужащими и Министерством обороны Российской Федерации или иным федеральным органом исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба' (СЗ РФ. 1999. N 19. Ст. 2353) с военнослужащими, подлежащими обеспечению служебными жилыми помещениями, заключаются не договоры найма специализированных помещений, а жилищные договоры.
Полагаем, что данные правила о жилищных договорах противоречат ч. 3 коммент. ст. и ч. 1 ст. 99 ЖК. С военнослужащими, подлежащими обеспечению служебными жилыми помещениями, должны заключаться только договоры найма служебных жилых помещений в соответствии со ст. 100 ЖК по типовой форме, утв. Постановлением Правительства РФ от 26 января 2006 г. N 42 (СЗ РФ. 2006. N 6. Ст. 697). (Подробнее о противоречии законодательству норм о жилищном договоре и его соотношении с договором социального найма см.: Шипунова Е. Жилищное правоотношение по найму служебного жилого помещения // Жилищное право. 2011. N 2. С. 88 - 91.)