Статья 48 Основания прекращения сервитута

  1. Федеральным законом от 23 июня 2014 г. N 171-ФЗ в пункт 1 статьи 48 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 марта 2015 г.

    Сервитут может быть прекращен по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.

  2. Пункт 2 изменен с 1 сентября 2018 г. - Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 341-ФЗ

    Публичный сервитут, за исключением публичного сервитута, установленного в порядке, предусмотренном главой V.7 настоящего Кодекса, может быть прекращен в случае отсутствия общественных нужд, для которых он был установлен, путем принятия акта об отмене сервитута.

  3. Статья 48 дополнена пунктом 3 с 1 сентября 2018 г. - Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 341-ФЗ

    В случае истечения срока публичного сервитута он считается прекращенным по истечении последнего дня последнего месяца срока публичного сервитута. Принятие решения о прекращении публичного сервитута в этом случае не требуется.

  4. Статья 48 дополнена пунктом 4 с 1 сентября 2018 г. - Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 341-ФЗ

    Публичный сервитут, установленный в порядке, предусмотренном главой V.7 настоящего Кодекса, прекращается на основании решения уполномоченного органа исполнительной власти или органа местного самоуправления, принявших решение об установлении публичного сервитута, в случаях, если:

    1. деятельность, для обеспечения которой установлен публичный сервитут, не осуществляется на протяжении двух и более лет;

    2. в срок, установленный пунктом 2 статьи 39.46 настоящего Кодекса, не внесена плата за публичный сервитут, установленный в отношении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и (или) юридическим лицам;

    3. не внесена плата за публичный сервитут, установленный в отношении земельных участков, предоставленных или принадлежащих гражданам и (или) юридическим лицам:

    4. обладатель публичного сервитута отказался от него.

  5. Статья 48 дополнена пунктом 5 с 1 сентября 2018 г. - Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 341-ФЗ

    При наступлении обстоятельств, предусмотренных подпунктами 1 и 2 пункта 4 настоящей статьи, решение о прекращении публичного сервитута может быть принято уполномоченным исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 39.38 настоящего Кодекса, самостоятельно или по заявлению правообладателя земельного участка, обремененного публичным сервитутом. Решение о прекращении публичного сервитута по основанию, предусмотренному подпунктом 3 пункта 4 настоящей статьи, принимается уполномоченным органом исполнительной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 39.38 настоящего Кодекса, по заявлению правообладателя земельного участка, обремененного публичным сервитутом.

  6. Статья 48 дополнена пунктом 6 с 1 сентября 2018 г. - Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 341-ФЗ

    Правообладатель земельного участка вправе требовать прекращения публичного сервитута в судебном порядке при наличии следующих оснований:

    1. нарушение порядка установления публичного сервитута;

    2. отсутствие возможности использования земельного участка и (или) расположенного на нем объекта недвижимого имущества или возникновение существенного затруднения в их использовании в соответствии с их разрешенным использованием в связи с осуществлением публичного сервитута, за исключением случаев, если публичный сервитут установлен в целях, предусмотренных статьей 39.37 настоящего Кодекса;

    3. изменение документации по планировке территории, в соответствии с которой был установлен публичный сервитут, предусматривающее иное местоположение инженерного сооружения, в целях размещения которого был установлен публичный сервитут, с учетом срока переноса указанного инженерного сооружения (при наличии такого срока);

    4. осуществление обладателем публичного сервитута деятельности, для обеспечения которой был установлен публичный сервитут, с нарушением требований федеральных законов, технических регламентов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации и (или) условий осуществления публичного сервитута, предусмотренных решением об установлении публичного сервитута и (или) соглашением об осуществлении публичного сервитута;

    5. в связи с обстоятельствами, указанными в подпунктах 1 и 3 пункта 4 настоящей статьи.



Источник: Земельный кодекс (ЗК РФ)

Комментарии к статье 48 Земельного кодекса РФ

Земельный кодекс Российской Федерации при регулировании как порядка установления сервитута (см. ст. 23 ЗК РФ), так и оснований его прекращения отсылает к нормам гражданского законодательства. Следует иметь в виду, однако, что ГК РФ регулирует только вопросы собственности на земельные участки, соответственно и ст. 276, посвященная прекращению сервитута, упоминает только о собственниках земельного участка, обремененного сервитутом. Между тем по земельному законодательству сервитут может быть установлен для земельного участка, используемого на любом праве.

В целом основания прекращения сервитутов, включая публичные сервитуты, — это либо минование потребности в них, либо невозможность для собственника (землевладельца, землепользователя) осуществлять использование обремененного сервитутом земельного участка в соответствии с его назначением.

Но если обычный сервитут при миновании в нем потребности просто прекращается по требованию собственника, владельца, пользователя земельного участка, то для отмены публичного сервитута необходимо принятие соответствующего акта, поскольку устанавливается публичный сервитут в соответствии с п. 2 ст. 23 ЗК РФ законом или иным нормативным правовым актом РФ, нормативным правовым актом субъекта РФ, нормативным правовым актом органа местного самоуправления.

В комм... читать далее




Ознакомьтесь c полным текстом статьи "Основания прекращения сервитута" ЗК РФ с комментариями.